Рецензия на книгу: Алексей Беляков - «Алла Пугачёва. Жизнь и приключения великой певицы»
2019, издательство «Комсомольская правда»
В 1997 году журналист Алексей Беляков выпустил биографию Пугачёвой «Алка, Аллочка, Алла Борисовна». Текст готовился при участии самой певицы, и это жизнеописание считается в какой-то степени «каноническим». Самому Белякову та книга теперь кажется слишком комплиментарной. Вторую биографию Алексей написал для знаменитой серии «ЖЗЛ» («Жизнь замечательных людей»). Знаменита она в том числе и безудержным восхвалением своих героев, поэтому этим текстом Беляков тоже остался не вполне удовлетворён. К 70-летию Аллы Борисовны он написал третью, «итоговую» книгу. «Честную и без ретуши», как говорится в предисловии. Пугачёва в ход работы не вмешивалась и даже не читала книгу до её выхода. (О том, прочитала ли она напечатанную работу, тоже пока ничего не известно.)
- Почему именно АБ? Как этой рыжей девчонке без вокального образования удалось стать певицей номер на колоссальном пространстве? Даже больше – женщиной номер один. В этой книге я пытаюсь всё объяснить. Без апологетики, со всеми подробностями, не всегда приятными для героини. Но что уж теперь? Из жизни слова не выкинешь, - говорит Алексей Беляков.
Ну что же, это очень своевременная книга. Биографии, выходящие на пике карьеры героя, тоже интересны, но они фиксируют мгновение, а не анализируют явление. Алла Борисовна очень помогла автору сфокусировать свой взгляд со стороны: в последние годы она почти отошла от дел - но странным образом осталась очень важной для нашего общества фигурой. Публике интересна даже не поющая Пугачёва. Интересна Пугачёва, не скандалящая в гостинице, не меняющая мужчин, не устраивающая «Рождественские встречи». В дни юбилея телевизор рассказывал про Аллу с утра до ночи - можно было в любой момент включить и залипнуть как на архивных кадрах, так и на её современных интервью. И книга пришлась очень кстати, сумев подытожить и систематизировать тот информационный сумбур, без которого не обошлось празднование 70-летия.
Беляков любит свою героиню, и в этом он совпадает с читателями. Но он абсолютно не приемлет фальшивых восхвалений - надеюсь, читателям они тоже не нужны. Ему удаётся не впадать в пафос и сохранить чуть ироничную интонацию. Не только по отношению к Пугачёвой - обратите внимание, например, на слова про Паулса, для которого автор не жалеет эпитетов вроде «угрюмый латыш», или на фразы вроде «хорошо зная репутацию Отара Шалвовича Кушанашвили, которую он суетливо лепил из московской грязи в 1990-е годы». Алексей Беляков отлично видит на расстоянии десятилетий: вспоминая важные события прошлого, он из нашего времени (а в книгу попали даже некоторые реалии февраля 2019-го) мимоходом сообщает, что сталось с теми или иными персонажами, и раздаёт оценки, справедливость которых уже подтвердили годы. Например: «Вообще надо заметить, что Пугачёвой очень везло на неболтливых мужчин. Только Стефанович выпадает из этого благородного ряда, что лишь усиливает глубокую личную неприязнь к нему Пугачёвой».
Рассказать о Пугачёвой что-то, чего никто не знает, - миссия трудновыполнимая, но Беляков с ней справился. Автор обошёлся без перекосов в сторону личной или творческой жизни героини: в книге всё тесно переплетено, и одно перетекает в другое естественным образом. Из таланта, целеустремлённости, скандалов, драк, алкоголя, музыкальных триумфов и личных падений, мистики и куража, побед и ошибок складывается масштабный образ по-прежнему главной певицы страны. Многие пробовали повторить этот успех, но им не хватало самого важного: чтобы всё это сработало, надо быть Пугачёвой.
Алексей Мажаев, InterMedia https://www.intermedia.ru/news/335145