Программа Ленинградского телевидения «13 вопросов Алле Пугачевой».
Программа снималась 12 октября 1985 года в номере гостиницы «Прибалтийская».
Алла Борисовна ответила на следующие вопросы:
Про украшения
Я, как и любая женщина, эти побрякушки-то люблю… Или нравится совершенно чудное: большое или совсем маленькое, что только мне заметно. Но мне, честно говоря, это не очень идет. Вероятно, с возрастом это может прийти. Я, например, знаю очень много молодых женщин, которым это идет. А мне не идет. А может это давнишняя привычка. Я же музыкой занималась с пяти лет, и мне всегда мешали часы, колечки – все это жутко раздражало. И сейчас раздражает. И на сцене это раздражает, отвлекает меня, прежде всего. Уж я не говорю про зрителя. У меня есть только одно украшение. Оно чисто символическое. Это амулет, который я никому не показываю. Вот оно на мне висит. Я его ношу, и оно мне помогает. Один раз у меня не было его с собой, пришлось затянуть начало концерта, ждать, когда мне его привезут. Может, когда я буду постарше, буду носить другую прическу, открою уши, повешу побольше и подороже, чтобы все видели, что ношу! А так, чего носить?
Про прическу
Когда я переехала жить на улицу Горького, у нас внизу там парикмахерская, салон «Волшебница». Меня очень любят там парикмахеры, но страшно страдают от того, что я у них не делаю прическу. Одно время (сейчас не помню точный год), я появлялась на экране с разной прической. Мне ужасно хотелось найти какой-то новый стиль. На сцене мне очень трудно следить за прической. Я же работаю два часа без перерыва. Тут либо нужно работать на прическу, либо чтобы прическа на меня работала. Волосы, уже достаточно намученные моей работой и светом, и всякими ухищрениями…. уже треть волос осталось! Лысая скоро буду! Эта прическа мне очень помогает. На концерте я могу создавать образы, в том числе и волосами. Если волосы убираются со лба, идет более одухотворенный образ; если я делаю начес (то, что любят пародировать очень), то совсем другой образ; если уши открываю – третий образ.
Про успех
Я вам скажу честно: я никогда не думала об этом. Мне некогда было думать об этом. Я думала только о том, как бы мое сердце не страдало от плохой песни. У меня тоже бывают ошибки, недочёты. Я глубоко переживаю эти моменты. Мне нужно чувствовать удовлетворение от той песни, которую я пою, и от той работы, которую я делаю. Я не могу понять, что значит «удерживать успех». Если я работаю с полной отдачей сил, то, наверное, успех удержится. Но я знаю массу случаев, когда артист делает все возможное, но что-то случается. Нас же все-таки определяет зритель. Как бы иногда не стараемся все делать правильно, но если телевидение плохо покажет или неправильно проинформируют в прессе, то миллионы читателей, слушателей и зрителей воспримут это по-своему. И как бы мы потом не махали и не хлопали крыльями, уже ничего не вернешь. Эти просчеты мы не можем контролировать. Удерживать успех – это очень сложно. Единственное, что мы можем сделать – стараться работать с полной отдачей сил, чтобы мне это было интересно. Но загадывать здесь трудно, так же, как трудно вычислить шлягер. Иногда становится популярной та песня, о которой мы совершенно даже не думали.
Про гастроли за границей и «стену отрицания» советской музыки
Они считают, что я – суперзвезда. Стену пробивать – голова болит. Наверное, задача - пробить эту стену полнейшего отрицания советской современной музыки, популярной песни. Но одно дело пробить (то, чем я пытаюсь заниматься и занимаюсь), другое дело – кто пройдет в этот пролом. Вот за этим хотелось бы уследить. Это самая главная задача для меня сейчас. Я хочу знать: кто пойдет убеждать, что не одна у нас звезда. И не две. И не три. У нас занимаются этими звездами, у нас могут становиться звездами. На Западе больше волнует: не есть ли у нас звезды, а как у нас делают эти звезды. На этот вопрос очень трудно ответить, я стараюсь обходить его стороной. Легче всего сказать, что делают телевидение, радио, пластинки, но все-таки этим должны заниматься заинтересованные люди. И тогда, когда человек еще молод, когда он еще может ошибиться. Публика должна, прежде всего, оценивать того или иного артиста. Публика, а не один-два человека, которым что-то нравится, а что-то нет. Мы должны понимать, что публика у нас разного возраста, разного вкуса. И никогда не получится подогнать всех под один вкус. Пусть, например, всем нравится Пугачева или Лещенко. Вот одна Пугачева хорошая, а все остальные (если не похожи и не такие умные и красивые) – плохие. Это неправильно! Певицы и певцы, группы, рок-группы, трио, дуэты, ансамбли – все должны быть разные! Они и есть такие! Но кроме заинтересованных лиц об этом никто не знает. А это, честно говоря, неправильно.
То же самое происходит и с певцами. Для того чтобы вылезти на экран, они начинают петь бог знает что, песни, которые не присущи им, их образу, характеру даже. А только для того, чтобы подойти под вкус и характер того или иного редактора на телевидении. Разве это правильно? Те же самые худсоветы! Там должны быть люди, которые прекрасно понимают традиционную советскую песню, которые знают меру вкуса в патриотической песне, гражданской лирике, которые прекрасно разбираются в рок-музыке (никуда мы от нее не денемся). Есть она, была и будет! Раз она утвердилась, как джазовое направление или классическая музыка. Раз так долго держится, значит в этом что-то есть, в нью-вэйве, в хард-роке, в регги, во всем! Тогда можно понять и на каком-то уровне принимать или не принимать этих исполнителей. Я очень много слышу в свой адрес критических и хвалебных мнений, но я пропускаю мимо ушей замечания, если я слышу их от некомпетентных товарищей. Есть люди, которым я могу довериться, которые уже что-то сделали в жизни, они понимают, у них есть желание мне помочь и они плохо мне не подскажут. Но такая степень доверия у меня не ко всем. Нашей молодежи нужно кому-то доверять для того, чтобы они развивались.
Про смену поколений
Смена поколений – это естественно и закономерно. Я могла бы сейчас очень много говорить об этом, потому что просто парадоксальные, трагикомические ситуации, которые сейчас складываются именно в композиторской сфере, когда публика хочет слышать одно, им поют и исполняют то, что они хотят, а в бумажке записывают песни членов Союза композиторов, именно те песни, которые не исполняют. Эта ситуация сейчас уже вот так подступила к горлу. Я тоже не девочка, но я не собираюсь мешать тем людям. Быть в одиночестве не интересно. Так могут рассуждать только эгоисты, которые рассуждают только о своем личном спокойствии, а мне бы хотелось думать о том, что происходит в поп-музыке в государстве нашем, а не в моем доме. Так нельзя! Если мы так будем тянуть, то целое поколение молодых музыкантов уже постареют. И они станут врагами нашей поп-музыки из-за злости, что им не дали показать на что они способны. Они имеют право на ошибку, пока они молоды. Пусть ищут. Пока им не дают поле деятельности на публике, на широкой аудитории, они никогда не поймут, что делать им. Никогда! Выживут на широкой аудитории только сильнейшие и самые интересные. На других народ не пойдет! Ни молодежь, ни старики, ни я не пойду.
Для того чтобы их выбирать, их же надо знать! Я сегодня хочу с ними встретиться. Я хочу обогатиться. Если я не буду следить за творчеством этой молодежи, грош мне цена! И я сейчас уже старухой буду! У них такие интересные темы, как глоток свежего воздуха. Даже их попытки что-то сделать. Они смешные, они веселые… У нас веселых песен нет, товарищи! Мы смеяться разучились, мы улыбаться разучились, мы радоваться разучились. У меня тоже сейчас моя программа драматическая, но это не означает, что следующая программа будет такой же. А для того, чтобы она была другой, я должна общаться именно с молодыми, а не с теми, кто мне все время пишет про уходы…
Про группу «Херейс»
Молодежь у нас очень разноплановая. Я думаю, что какой-то части молодежи они обязательно понравятся и оставят свой след. Определенной части. Я еще раз повторяю: не может быть одного вкуса у всех. Они интересны по-своему, как шоумены, как люди артистичные. Может, эта поездка в Советский Союз их по-новому заставит посмотреть на свое творчество. Может, они станут более эмоциональными, еще более отточенными, более театрализованными. Вероятно, какое-то направление для себя выберут уже точно. Они же тоже еще очень молодые люди. Я думаю, что не всем они понравятся, и не должны нравиться! Но не только же трио «Херейс» существует. Есть же разные группы, очень разные. Я как раз хочу представлять Госконцерту и нашей публике в виде культурного обмена разного плана артистов.
Про личную жизнь
О своей личной жизни я терпеть не могу рассказывать. Но должна вам сказать, что она тоже очень интересная (смеется). Мне нравится о своей личной жизни слушать от других, о тех, кто интересней про нее рассказывает, много выдумывает… Но это не лишено смысла. То, что иногда про меня рассказывают, это мне в урок что ли… Как люди обо мне хорошо думают! Что моя жизнь? Конечно, если я буду говорить, что вся моя жизнь посвящена творчеству и интересам – это будет чушь полнейшая. Именно жизнь, тот образ жизни, который я веду, те люди, которые меня окружают (и окружали), они давали мне пищу для творчества. Плохие люди, которые вокруг меня тоже бывают, они ненадолго задерживаются со мной, но они тоже нужны. Люди очень разные меня окружают. Надо уметь в них разбираться. И не сразу я в них разобралась. Но люди не должны быть все положительные вокруг меня, чего я боюсь. Если я буду вокруг себя только в положительном, я, наверное, скучная буду!
Вот помните, меня называли вульгарной? Вульгарной! Сейчас перестали так называть. Мне даже жалко. Может, привыкли и уже не считают это вульгарностью… Я не могу о себе говорить. Я замечательная просто в быту. Могу вам сказать, что со мной в жизни не соскучишься! Вот как хотите это, так и понимайте! Не соскучишься! Все, что у меня творится, это, в общем-то, переносится в песни. У меня был драматический период в жизни, и песни были такими, был веселый период, и песни были такими, теперь какой-то определенный период, философские изыскания, самоанализ, копание – все это переносится в песни. Но бойтесь, товарищи, периода второй молодости. Ой-ой-ой, что это будет!
Почему не поет джаз?
Зачем? Наконец-то о джазе заговорили! Я люблю не весь джаз. Люблю традиционный, классический, старенький, тот самый нью-орлеановский джаз, с которого джаз начинался. Рэй Чарльз и Сара Вон для меня может важнее, чем то, что сейчас показывают в «Джазовой панораме».
У нас есть достаточно интересные джазовые певицы: Отиева, Долина, чего вам перечислять, вы же сами должны знать! Из Армении - Татевик Оганесян. Много есть интересных певцов!
Любовь и привязанность к джазу? Вы знаете, я цирк очень люблю. Это же не значит, что я в цирке буду воздушной гимнасткой. Или я, например, очень люблю нью-вэйв. Это самое смешное, что я видела в своей жизни. Я была безумно счастлива, когда появилось такое клоунское направление, очень смешное, пародийное, с зелеными чубами разукрашенные смешные люди! Но это не значит, что я такой должна быть! Может я и люблю джаз, но это не значит, что я должна петь джаз. Я должна петь то, что я хочу петь сейчас. А это никак не джаз.
Про творческие рубежи
Если я буду ставить себе границу, предел или рубеж какой-то, то я (ох, ужасная сейчас будет реприза) я бы не хотела оказаться за рубежом (смеется). Зачем мне надо ставить себе рубеж? Даже думать об этом не надо! Надо хотеть работать, надо работать, надо браться за то, что не получается. Даже интереснее взяться за это! Ну, попробовать, ну, поискать…. Тяжело только в одном: это все на глазах у зрителя. Но теперь, когда телевидение показывает не все, что я делаю, а только выборочно, у меня есть надежда как-то видоизмениться, потому что теперь не все на глазах у зрителя.
Про Пугачеву-композитора
Я никогда себя композитором не называла, в отличие от молодых и наглых. Я называю себя, прежде всего музыкантом, который имеет права написать музыку на определенные слова. Композитор – это профессия, а моя профессия – это актриса и певица. Когда нет какого-то материала от композитора, то я пишу себе музыку сама. Я имею на это право, потому что я занималась композицией, в свое время занималась и аранжировкой.
Иногда я, как визитная карточка сама для себя, для молодых (для любых) композиторов. Чтобы они знали, что мне надо в данный момент, что бы мне сейчас хотелось бы, в каком ключе я работаю, какой хотелось бы иметь тембр голоса. Я взрослею, а все время пищать мне бы не хотелось. Поэтому появились такие песни, как «Без меня» или там «Паромщик». Они появились с определенной целью: в них я пою в другом тембре и в другом диапазоне.
Сейчас у нас идея Театра Песни, который, собственно, уже существует. Мы долго говорили о стенах этого театра, чтобы иметь свое помещение… Должна сказать, сколько поклонников у этого дела, столько и врагов появилось тут же. Но мы не стали особенно настаивать. Я думаю, что все равно мы к этому придем. А Театр Песни существует, коллектив очень интересный. Это вроде как студия для всех, кто хочет попробовать свои силы. Но не для всех! А для тех, кто готов показать, на что он способен.
Про соответствие советской песни мировым стандартам?
Стандартам… Что значит стандартам? У нас уже многие исполнители доросли до «стандартов», а вот качество звукозаписи до этого «стандарта» никак не дойдет. Ну, ничего! И это тоже будет. Только надо этим заниматься.
Про кино
Что касается кинематографа, мне бы очень хотелось сняться в фильме, но уже не столько музыкальном, сколько мне, как актрисе, было интересно. Чтобы был интересный режиссер, сценарий, драматургия. Я хочу, чтобы в кино был режиссер – профессионал в своем деле. Как Элем Климов… На Михалкова я уже не надеюсь даже… Вот если кто осмелится такой фильм снять, с хорошей драматургией, интересный, то я была бы счастлива.
Нравится ли работать в кино?
Нет, не очень. Это, конечно, не мое. Но если это будет интересно, конечно, мне понравится. Пока что я делаю только то, что нужно моей профессии. И то я никак не могу вбить в головы людей, которые связаны с музыкальными фильмами, то, что это совершенно другие стандарты: и по звуку, и по частям… Все должно быть нестандартным. Например, я на премьере увидела фильм (хотя следила за ним) «Пришла и говорю». Ну, ужасающий звук! Так тихо, что звон разбитой чашки громче звучит, чем сама музыка в фильме! Самое главное это то, что люди должны слышать слова в этих песнях, а в них просто задавлен звук. Как будто вата в ушах! Ну как можно было допустить это? Я просила созвать комиссию на «Мосфильме» по поводу этого. Ее созвали, и прислали ответ, что работа по звуку признана удовлетворительной. Вы знаете, я в школе училась на «хорошо» и «отлично», поэтому для меня «удовлетворительно» - всегда была тройка! Как же может комиссия «Мосфильма» ставить тройку и говорить, что все в порядке? Я не хочу фильм, где звук на тройку! Хотя музыканты, звукорежиссер Бабушкин сделали все, чтобы сбалансировать оркестр, голос… А общий баланс в фильме абсолютно задавлен. Вот так! А признано «удовлетворительным», что меня совершенно не удовлетворяет!
Любите ли гастроли?
Раньше очень любила. Зарубеж не очень люблю. По многим причинам. Я же толком там и не вижу ничего, потому что работа-работа-работа. Конечно, таких условий как у нас, которые создаются для артиста (да еще и популярного артиста), мы там не получаем. Там и площадки не приспособлены для концертов и, как правило, это не такие концертные залы! Наши концертные залы по сравнению с теми, это как наше метро! И переезды, недосыпаешь, недоедаешь… С одной стороны – приятно. Тебе не дают почивать на лаврах, и все с нуля нужно начинать, опять доказывать, убеждать. Себя чувствуешь там несколько моложе, но все это сложнее, конечно.
По Союзу очень люблю ездить. Мне было бы жалко вообще не объездить весь Советский Союз. Быть в Японии, но не быть во Владивостоке? Это просто парадокс.
Пожелание ленинградцам
Я могу пожелать только остаться вот такими же и требовательными, и горячими поклонниками легкого жанра. И беречь свой город, не привыкать к нему. Я-то приезжаю сюда наездами, всегда говорю, что замечательный город, но как можно жить в музее? Я лучше сюда буду приезжать почаще. Но вы, живущие здесь, не привыкайте к городу! Если бы вы могли видеть свой город глазами приезжих! Ваш город всегда поражает и всегда удивляет. Помните об этом!
Отредактировано rom (20-06-2012 08:32:31)