Пугачева: страшнее всего, когда народ скажет, что мы им надоели
"Музыкальные пристрастия" с Артуром Гаспаряном
По накалу страстей и реакции на итоги "Фактор А" намного превзошел и последние сезоны "Фабрики звезд" и даже последнее "Евровидение". Алла Пугачева, возглавлявшая жюри нашумевшего конкурса, рассказывает в интервью Артуру Гаспаряну, почему она с таким упорством ищет новых звезд. Но разговор с Примадонной вышел далеко за рамки итогов конкурса и углубился в масштабную тему, волнующую очень многих: как стать звездой и легко ли ею стать. О жизни, спонсорстве, музыке и артистах из уст Аллы Борисовны – в новом выпуске программы "Музыкальные пристрастия".
Артур Гаспарян (А.Г.): Аллочка, закончился конкурс "Фактор А" и объявлен победитель. Из всех звезд, которых я знаю на нашей эстраде, Вы с каким-то завидным упорством, я бы даже сказал, с завидной маниакальностью занимаетесь из года в год этим трудным делом – поиском молодых талантов. И "Фабрика звезд" была, и "Новая волна", и Ваш приз "Алла", который Вы вручаете молодым талантам, и конкурс на радио "Алла ищет таланты". Что Вам не дает покоя? Почему Вы так много времени и сил тратите на то, чтобы найти – кого? – преемника себе или преемника нашим звездам?
Алла Пугачева (А.П.): Да нет. Это банально звучит – найти преемника. Просто я так живу. Я прекрасно помню, как в шестнадцать лет мне протянули руку помощи Трифонов и Иванов, Лившиц, Левенбук, Марк Бернес. Владимир Шаинский тоже поверил в меня и написал песни, которые стали хитами. Мое имя не было известно, но известны были песни. Это был большой опыт. И эти люди просто заставили меня поверить в себя. Как правило, талантливые люди и беспомощны. И вот то, что говорили раньше, в моей юности: "молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет", на сегодняшний день это полная ерунда.
А.Г.: Ни молодым нет дороги, ни старикам – почета, да?
А.П.: К сожалению, но это так. И молодые, естественно, сами пытаются пробить себе дорогу. Уж каким путем – ты знаешь. И ищут людей с денежкой, и через постель, и через интриги, и через хамство, нахальство, напором. Как правило, бездарные люди обладают вот этим набором качеств.
А.Г.: Вы не назвали одно главное качество – талант.
А.П.: У талантливых людей, как правило, нет сил на это.
А.Г.: А что, все-таки через постель много попадает на сцену?
А.П.: Я думаю, что да.
А.Г.: Да Вы что!
А.П.: Посмотрите любые музыкальные программы. Очень много красивых девушек – явно жен или любовниц олигархов или людей, которые просто хотят, чтобы их женщины пели: "Моя жена хочет петь. Дай, она споет – я все оплачу". Это же на поверхности лежит. Но конкурсы для того и нужны, чтобы попытаться, чтобы был шанс, чтоб тебя увидели.
А.Г.: То есть Вы как Дон Кихот решили переломить эти неблагозвучные, неблагообразные тенденции, которые у нас сложились в обществе, в жизни, в шоу-бизнесе. И все это время, на всех этих конкурсах Вы пытались как-то дать дорогу молодым.
А.П.: Все равно пришли бы все к тому выводу, что надо что-то менять, и искали бы. Продюсеры ищут новых звезд. Стараешься им помочь.
А.Г.: А почему Вы стараетесь им помочь? Что у Вас в душе происходит? Ведь другим же все равно.
А.П.: Я не люблю рутину. Я уважаю всех наших звезд. Они достигли многого. Народ выбрал их, потому что они доставляли и доставляют им радость. Но страшнее всего, когда тот же народ тебе скажет: "Так, что-то вы нам надоели, ребята". В этот момент уже ничего и не будет. Меня это беспокоит.
А.Г.: Но вот в прошлые времена, в 70-е, 80-е годы не было такого количества всевозможных телевизионных и радиоконкурсов.
А.П.: Но были "Рождественские встречи".
А.Г.: Я имею в виду еще до "Рождественских встреч". В то время, когда Вы становились звездой, всего этого не было.
А.П.: У нас была ярко выраженная самодеятельность, которой помогали. И Министерство культуры не столько профессионалами занималось, сколько художественной самодеятельностью. И вот из этой самодеятельности выходили звезды. Это было почетно – найти из народного театра актера, из самодеятельности Зыкину. А сейчас вообще никому не интересно – из народа ты, или в народ, или вообще инородное тело. Все ждут продукт.
А.Г.: Поэтому поколение пластиковых звезд возникает? Из-за того, что просто хотят "засветиться" в телевизоре, стать популярной звездой? Вот эти очереди на кастинги – они что, все такие творческие люди?
А.П.: Я сама не могу понять: то ли это время циничное диктует такое циничное отношение к нашей поп-культуре. Отношение к ней и отношение тех, кто хочет стать звездами. Или вот это поколение, которое стало циничным, оно диктует такое время. Что вот мы такие выросли, и будьте любезны под нас подвести всё, как нам надо. Дайте нам пластмассовую музыку.
А.Г.: Вы хотите сказать, что настало время пластмассовой музыки?
А.П.: Да, просто такое время.
А.Г.: То есть то сакральное значение, которое мы придавали в мои, например, молодые годы музыке, когда это было больше, чем музыка, когда артист был больше, чем артист, когда поэт был больше, чем поэт, когда Алла Пугачева была больше, чем просто Алла Пугачева вот это время уже ушло? И оно уже никогда не вернется?
А.П.: Нет, почему не вернется?! Обязательно вернется. Мне кажется, просто вот эта приставка "со", она куда-то ушла. Это сострадание, сопереживание, сочувствие. То есть вот это "со" куда-то ушло. И появилось равнодушие, равноправие. Какое-то на "ра" всё. Солнечное время – время Ра, как сказал бы Задорнов. Но мне кажется, что это хорошее время, хороший фон для того, чтобы опять к этому состраданию и сопереживанию вернулись артисты: начинающие, продолжающие, всё живущее сегодня на сцене. Народ захотел опять вот этого. Потому что какие бы мы модные ни были ультрамодные, наше такое "а ну-ка, дай-ка мне что-нибудь для души, милок" - вот это вернется. И оно даже не уходило, просто закрылось в себе.
А.Г.: Победитель "Фактора А" Сергей Савин – очень яркий персонаж, на мой взгляд. Не кажется ли Вам, что он тронул многих и телезрителей и, наверное, Вас, как председателя жюри, тем, что у него есть вот это душевное "ну-ка, дай, милок"?
А.П.: Он необыкновенный парень. Он необыкновенный артист. Там еще много несовершенного: владение голосом и так далее. Но я вижу желание быть на сцене и влюбленность в публику и в сцену. Это его козырь, это главное. На сегодняшний день, я считаю, он занял правильную позицию. Он работает на студии, он знает, что ему помогут и морально и даже материально. Надо клип снимать, и, может быть, найдется какой-то спонсор, который ему поможет. А если не найдется, он выгрызет это все. Он пойдет в магазин работать, будет обувь чистить. Он найдет какие-то деньги сам, даже если ему никто не будут помогать, для того, чтобы сделать то, что будет выражать его эго, его я. Вот это мне нравится.
А.Г.: Но ведь в те годы, когда Вы были молодой артисткой и делали первые шаги на сцене, вообще ведь такого понятия не было как спонсор. И люди как-то пробивались без спонсоров.
А.П.: Их не называли спонсорами, но были люди, которые помогали мне. Сапоги, например, купили, платье. Помогали люди чем могли. Но, как правило, конечно, не в денежном плане. Тогда не надо было платить. Если понравился артист, его как-то тянули, помогали.
А.Г.: Мне-то Сергей Савин очень нравится как артист. А размышляя о Вашей симпатии к нему и поддержке… По-моему, он на Галкина очень похож, нет? Не могло Вас это немного подкосить?
А.П.: Я, честно говоря, не думала об этом. Может быть такая же смелость во взоре, скажем так, улыбочка. Есть какое-то такое озорство в глазах что ли. Он, конечно, необыкновенный парнишка, и поэтому очень хотелось бы ему помочь, хотя он помощи не просит.
А.Г.: Что большая редкость в наше время.
А.П.: Да, большая редкость. Хочется что-то ему подсказать, но он особенно так не прислушивается к подсказкам. Это значит, что он знает, чего делать, чем заниматься. Он знает, чего он хочет. Что касается законов сцены, их можно просто преподать ему. Их всего-то 365.
А.Г.: На каждый день года по одному правилу?
А.П.: Да. Я имею в виду, что может на сцене случиться и в зале, чтобы ты мог быть готов к этому. Или это должно быть природное ощущение защищенности. Вот тебе кинули что-то из зала, что ты будешь делать? Тебе что-то сказали, как ты должен на это среагировать? Такие вещи надо изучать.
А.Г.: Наверно, с опытом приходит понимание таких вещей.
А.П.: Даже рассказы великих артистов бывают полезны. Уж Клавдия Ивановна Шульженко – эталон интеллигентности, королева. Она как-то поет: "Сколько мне лет? Столько же, сколько и зим". И в конце уже она в зал спрашивает: "Ну так как? Сколько мне лет?" И вдруг из зала – сто! Не меняясь в лице, она с такой же милой интонацией отвечает: "Дурак ты! Столько же, сколько и зим. Мог бы уже и выучить". И по-королевски под музыку ушла.
А.Г.: Остается только пожелать очередному избраннику конкурса все эти очень важные жизненные и творческие уроки впитать в себя и добиться тех высот творческих, которых этот артист явно заслуживает.
А.П.: Я хотела бы, чтобы на него обратили внимание. Это не значит, что он прямо сегодня должен скакать по сцене. Просто он должен быть готов к выходу на сцену, к этому прыжку. Не к выходу, а именно к прыжку на сцену. И я хотела бы, чтобы вы запомнили сейчас хотя бы имя Сергей Савин. Придется подвинуться, ребята мои, мастера эстрады! Дорогу молодым!