услышать бы ещё "фауста" шнитке с голосом аллы... эх, будем надеяться, запись сохранилась и рано или поздно всплывёт )
Судя по воспоминаниям очевидцев, они её только репетировали и все один-два раза, а до записи дело так и не дошло (и то репетировали лишь фрагмент "Мефистофель карающий/насмехающийся"), а спела в итоге другая певица - солистка ГАБТа Раиса Котова. Но действительно жаль, что Пугачева лишилась такой работы. Возможно репетицию и снимали на какую-то любительскую камеру, но вероятность крайне мала.
Валерий Полянский:
С Пугачевой состоялась всего одна репетиция в ДК имени Фрунзе. То, что она показала, было, безусловно, очень ярко - многое в ее артистическом багаже имеет, я бы сказал, именно "дьявольский" характер. Композитору ее версия понравилась. Однако в "инстанциях" немедленно был поднят крик: "Что за пошлость, как может эстрадная примадонна петь с освященной временем сцены!" (Первоначально премьера предполагалась в Большом зале консерватории.) Участие Пугачевой, а заодно, исполнение самой кантаты были запрещены.
Сейчас, двадцать лет спустя, могу сказать, что рисунок, предложенный Аллой Борисовной, имел мало отношения к тому, что написал композитор. Это были по сути ее вариации на предложенную тему - очень экспрессивные и жесткие. Она вообще сделала свой эпизод центральным номером произведения, увеличив его по размерам вдвое или втрое, что, безусловно, сместило акценты в архитектонике кантаты и даже несколько исказило саму суть притчи о дьяволе и Боге - предупреждение всем, кто пытается вступить в сговор с темными силами, со Злом, притчи, которая именно сегодня более чем актуальна.
В роли Мефистофеля однажды выступила и другая известная эстрадная артистка - Лариса Долина. Она спела эту партию в Ленинграде в начале 90-х годов.
Инна Руденко (журналист):
Шнитке - это же полуподпольное имя! Широко известный за рубежом, он был почти неисполняем у нас. Сам маэстро репетирует!...В небольшой комнате, едва вмещающей музыкантов, вижу Шнитке, сидящего молча, в уголочке. А хозяйка всего - певица. Бледное, ненакрашенное лицо, открытый высокий лоб... Явно недовольна чем-то, садится сама к роялю: "Вот смотрите, это танго должно быть ресторанным, мещанским. А это - железное, как фашистский марш". Она начинает петь сидя, вполголоса. Потом встает. Голос звучит уже в полную силу: "Дайте мне сейчас колокола! Нет, не такие, здесь переход к року, колокола в его ритме, еще быстрее, еще тревожнее! Как на пожаре - вот так!"
Алексей Беляков:
Работа над "Фаустом" шла очень тяжело. Алла, и без того склонная к мистике, получила богатую пищу для своей экспрессивной фантазии. Когда певица брала ноты, чтобы порепетировать дома, то во всей квартире гас свет. Домработница Люся зажигала свечи, но их тушили порывы шального ветра...
Нечто похожее переживал и Шнитке. Пару раз он даже звонил Пугачевой среди ночи и описывал свои страхи. Но основное препятствие имело совсем не потустороннее происхождение и называлось Союз композиторов. Эстеты и радетели за свое высокое искусство, мягко говоря, не одобряли того факта, что в их "святыню" вторглась "эстрадная певичка". Шнитке в конце концов слег с инфарктом, а когда оправился, то позвонил Алле и сказал, что сопротивление уж очень велико и он не вправе рисковать. Пугачева была сильно уязвлена.
Отредактировано Пучок (17-05-2012 16:19:05)