Тут уже публиковалась рецензия телекритика Ирины Петровской о сериале "Кураж". Эту же тему подняла в беседе с Петровской журналист "Эха Москвы" Ксения Ларина (программа "Человек из телевизора"). Жесткий, желчный, феерически ироничный по отношению к режиссеру текст.
К. ЛАРИНА – Давай мы перейдем к фильму, про который нас все спрашивают, а мы молчим и молчим. Я совершила гражданский подвиг практически ради тебя. Я прочитала твою статью в «Новой газете», поняла, нет, я должна это видеть. И сегодня ночью смотрела несколько серий этого выдающегося произведения под названием «Кураж».
И. ПЕТРОВСКАЯ - То-то я смотрю, ты с утра зелененькая такая была.
К. ЛАРИНА – Ужас. На меня произвело неизгладимое впечатление, я конечно начиталась много чего, поняла, что это какая-то шняга, шняга, с большой буквы «ш», но чтобы до такой степени... Кстати, единственное, что я хочу сказать, мы с Ирой говорили до передачи, мне очень понравились песни в исполнении Дины Гариповой. Мне кажется, это единственная удача этого фильма. Потому что она спела здорово все песни, ничем не хуже оригинала.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, совершенно не похоже на оригинал.
К. ЛАРИНА – Мне понравилось очень. Она старалась как бы интонационно это выдержать. Но самое главное, что она, конечно, обладает замечательным голосом. Эта работа мне очень понравилась. Но все, что касается визуального искусства…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже голос Дины Гариповой в этом визуальном искусстве с множеством кавычек, выглядит абсолютно, на мой взгляд и мой вкус, банальным и честно скажу, мне кажется, маловыразительным. Да, это тот еще подарочек ко дню рождения примадонны Аллы Борисовны.
К. ЛАРИНА – Вот что скажи, смущает. Мы говорим, что это абсолютно безусловно бездарное произведение. Абсолютно пошлое. Во всех смыслах.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Меня смущает в первую очередь помимо того, что оно чудовищно снято, чудовищно сыграно…
К. ЛАРИНА – Кстати, по профессии какое-то невероятно небрежное. Грязное.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно. Хотя его создатель единый во множестве ипостасей говорил, что он воссоздавал атмосферу времени, как никакому Тодоровскому и не снилось.
К. ЛАРИНА – Да что ты, даже так.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Он в интервью, по-моему, «Московскому комсомольцу», когда его спросили, можно ли провести какие-то аналогии с «Оттепелью», он сказал, что это круче. Потому что Тодоровский снимал о времени, в котором он не жил и которое он не знал. А Стефанович снимает о том, что он знал, пропустил через себя.
К. ЛАРИНА – У нас главный герой предстает каким-то очень известным культовым крутым кинорежиссером, которого все знают. И портрет которого написал сам Никас Сафронов.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Есть такое, я думаю, что есть в психиатрии такое – мания величия.
К. ЛАРИНА – А, «Душа» я читаю.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я уже тебе сказала…
К. ЛАРИНА – «Пена».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты не дошла до этого, а как раз эта история идет. С этого как он говорит, начался их разрыв с Аллой Борисовной. И он вместо нее в этой «Душе» в результате снял Софию Ротару. Видимо, тоже чтобы ей воткнуть палец в бок.
К. ЛАРИНА – А тут написано в Википедии, что он является создателем сценического образа Аллы Пугачевой. Действительно?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты знаешь как формируется Википедия. Они поступающие из разных источников сведения аккумулируют и добавляют в образ.
К. ЛАРИНА – Судя по этому фильму, часть 3,5 серий, которые я посмотрела, что мы должны быть все благодарны Стефановичу за рождение звезды. Что он из нее сделал звезду и певицу. И образ ее придумал. Все придумал он и научил ее двигаться. Играть.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я бы поверила в это все, но вся эта супружеская жизнь, а одновременно и творческая, длилась, как он сам говорит 4 года. С 1976 по 1980 год. После этого все, Александр Стефанович оставил в своих заботах и попечении Аллу Борисовну. И, тем не менее, сколько лет прошло, 30 с чем-то. Это же какой мощный импульс он придал и сообщил самой Алле Борисовне, что она на этом капитале, который ей оставил в наследство бывший муж, держится 30 с лишним лет, и никак его не может растратить и растерять. Второй вопрос меня волнует. Если у нас такой гений современности, который может так из никому неизвестной какой-то заштатной несчастной нищей певички сделать звезду, а тут никто не сомневается, можно любить, не любить, но звезда уж точно. Звезда многолетняя. Но чего же он остановился-то на этом, почему же нет следующих его каких-то протеже…
К. ЛАРИНА – Он говорит, что «Машину времени» он тоже открыл для кино.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно, да, еще и спел за них. Конечно. Но снял он первый раз в кино «Машину времени», возможно он. Ты меня спрашивала, что еще смущает помимо полной беспомощности и сценарной и актерской и режиссерской, всего. Меня смущает, когда берется жизнь живущего сегодня конкретно человека. Огромное количество бывает вопросов даже к фильмам, которые обращаются к биографии, жизни недавно ушедших людей, и были тоже и споры и дискуссии, и о Высоцком и о сериале «Анна Герман», и Людмила Зыкина, и так далее. Потому что еще слишком много людей помнят их, знают и довольно сложно бывает вжиться в некий образ, который предлагает тот или иной режиссер, актер и так далее. Но уж когда тем более человек жив, здоров и многие персонажи, которые там присутствуют, тоже живы и здоровы, все это выглядит, какие-то просто ряженые люди, которые пытаются изобразить вполне себе живых или тех, кого мы помним людей, персонажей и причем в соответственно режиссерски, авторски окрашенные все эти образы.
К. ЛАРИНА – У него еще какая книжка есть, называется «Никас великолепный».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Про Никаса Сафронова?
К. ЛАРИНА – То есть там такой бартер идет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я посмотрела еще помимо этого «Куража», он очень много в эти дни Стефанович появлялся в разных форматах…
К. ЛАРИНА – Он сегодня будет опять.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И сегодня должен быть у Андрея Малахова в «Субботнем вечере». Он был у Юлии Меньшовой «Наедине со всеми», Юлия кстати молодец, очень хорошее провела интервью. Потому что она с трудом, хотя и ничего впрямую не сказав, но сдерживала себя и показала и свое отношение, и удалось мне кажется, ей показать этого своего героя и человека. И вот это самодовольство, которое вылезает из просто каждого слова, жеста, позы, сопоставимое и сопоставляемое нами с реальным образом человека и с его реальными достижениями, создает эффект просто комический, а большей частью и жалкий комический эффект. То есть этот персонаж, который надувает щеки, изображает себя или Тарковским или Никитой Михалковым…
К. ЛАРИНА – Выдающейся личностью.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно, во всех отношениях выдающейся личностью, на самом деле жалкий несчастный человек, у которого только что и было в жизни, это вот 4 года, 4 счастливых года…
К. ЛАРИНА – Давай мы в конце поставим все-таки песню в исполнении Аллы Борисовны. Потому что мне кажется, все-таки ее юбилей это действительно главное событие прошедшей недели.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, мы, кстати, не поздравили. Поздравляем Аллу Борисовну.
К. ЛАРИНА – Пожелать ей долгих лет молодой и счастливой жизни и песня, которая произвела очень сильное впечатление на интернет-аудиторию сейчас и прозвучит. А мы на этом прощаемся. Пока.
ПЕСНЯ "НАС БЬЮТ - МЫ ЛЕТАЕМ"
Послушать беседу можно здесь: http://www.echo.msk.ru/programs/persontv/