2019 - Пресса к Юбилею - (ПРЕССА)
Сообщений 31 страница 40 из 47
Поделиться3109-05-2019 00:47:13
https://www.womanhit.ru/stars/starautho … ugachevoj/
ИЛЬЯ ЛЕГОСТАЕВ: ТВ ЭПОХИ ПУГАЧЕВОЙ
15 АПРЕЛЯ 2019 22:30
Семидесятилетие Аллы Борисовны удивительным образом совпало с переходом на цифровое вещание в столичном регионе. Вряд ли эти события разделят нашу жизнь на до и после, но есть повод вспомнить, как ТВ старой школы и главная российская певица помогали друг другу
К круглой дате даже такая невпечатлительная организация, как Гостелерадиофонд, выдала эксклюзив в виде запрещенного еще в восьмидесятых клипа на пугачевский «Айсберг». Заснеженный сочинский пляж, «заиндевевший» пианист, Пугачева в шубе лежит на санях, покрытых серебряной фольгой. Говорят, кто-то важный усмотрел в лежачей позе певицы срам и бесстыдство, поэтому клип запретили к показу.
За минувшие с тех пор три с лишним десятилетия в жанре музыкального видео случилось несколько глобальных революций, но даже на их фоне Алла Борисовна выглядит весьма неплохо в этом древнем клипе. И если уж обобщать, то Пугачева всегда была подарком для телевидения. Она из тех людей, которые могут наполнять кадр ощутимой энергией, и поэтому на нашу поп-легенду всегда было интересно смотреть. Она, возможно, не самый уверенный оратор, в интервью далеко не все ее мысли — супер, частенько Алла Борисовна заслуживала куда лучших концертных номеров, чем ей могли предложить. Но бывали моменты, когда благодаря Алле и режиссерам, которые с ней работали, наше музыкальное ТВ прыгало на удивление далеко.
Сразу вспоминаются «Новогодние аттракционы» в постановке Евгения Гинзбурга. Пугачева поет «Миллион алых роз» и парит на качелях под куполом цирка. Звучит «Айсберг», все в дыму, а ближе к финалу песни включаются с десяток фонтанов. Чем не местное «Петерс поп-шоу»? И если знаменитое немецкое телешоу так и оставалось для нашей публики исключительно валютным продуктом, то один из эпизодов шведской программы «Лестница Якоба» снимался здесь, и Алла Борисовна на пике своего молодежного периода стала большой звездой этого поп-рок-угара. По меркам 1987 года шведы Roxette и Europe, как, впрочем, и Пугачева в глэм-рокерском прикиде, выглядели почти инопланетянами.
Интервью Аллы Борисовны выходили очень редко, но почти всегда приятно щекотали нервишки.
«— Вы такой умный и такие умные у вас вопросы, что мне с вами скучно. Не хочу отвечать на умные вопросы и вообще хочу поглупеть.
— Удается?
— Удается, сама жизнь заставляет, потому что такая тупость вокруг…»
Небольшой, но емкий фрагмент интервью из условной рубрики «Алла за словом в карман не лезет». Ну прямо «битловская» острота на язык в сочетании с российской душевностью.
Возможно, интервью, которые Примадонна записала с ныне покойным эстонским тележурналистом Урмасом Оттом, в чем-то являются классикой пугачевского разговорного жанра. Очень статичные и совсем не «желтые» программы, где каждый кадр тем не менее наполнен той самой пугачевской энергией, что не отпускает от телевизора.
А в новом веке есть двухсерийная «Исповедь любви» про «Аллу + Максим». Тот самый случай, когда девятый вал светских подробностей вызывает робкое сомнение — может, лучше о творческих планах… Впрочем, на современном телевидении далеко не все ради удовольствия. Что-то и ради денег.
Илья Легостаев
Музыкальный критик
для Womanhit.ru
Поделиться3209-05-2019 00:52:37
https://spbdnevnik.ru/news/2019-04-15/y … voy-70-let
Юбилей Примадонны: Алле Пугачевой – 70 лет
«ПД» рассказывает о влиянии певицы на поп-сцену и вспоминает приключения Примадонны в Северной столице
Дени Джамалов
• 15 АПРЕЛЯ 2019
Примадонне российской эстрады – 70 лет, 54 из них она на сцене. Ее карьера, начавшаяся в 1965 году исполнением на Всесоюзном радио СССР песни «Робот», продолжается до сих пор. За это время Алла Пугачева стала медиаперсоной международного масштаба, выпустила несколько десятков пластинок, снялась в десятке фильмов, оказала неоценимое влияние на российскую эстраду и помогла сделать карьеру многим звездам.
Великая певица
По словам музыкального критика и журналиста Артемия Троицкого, Алла Пугачева на протяжении всей жизни помогает талантливым людям на первых этапах их творческого пути.
«Поскольку она была человеком влиятельным начиная с конца 1970-х годов, она это влияние использовала для того, чтобы помогать на первых порах начинающим артистам, в которых она видела талант, – рассказал Артемий Троицкий. – Например, Жанне Агузаровой, Владимиру Кузьмину, Филиппу Киркорову».
С последним Пугачева впервые встретилась на «Вернисаже» Резника в 1988 году и пригласила его участвовать в «Рождественских встречах», после чего к Филиппу пришел настоящий успех.
«Она повлияла на многих»
«"Рождественские встречи" с Аллой Пугачевой – знаменитый цикл концертов, которые она устраивала под Рождество в том числе и для того, чтобы помогать малоизвестным, но талантливым артистам, – добавил Троицкий. – Я считаю, совершенно не оригинально, Аллу Пугачеву великой певицей и артисткой. Для своего времени она была уникальной. Она повлияла на многих».
На «Рождественских встречах» побывал и известный композитор и певец Игорь Корнелюк. «Выходили артисты, молодые, не очень молодые, начинающие – это было под эгидой Аллы, – вспоминает он. – Это была сборная программа, и, как правило, очень достойная. Мне это очень помогло. Это было почетно, я горжусь тем, что стоял с ней на одной сцене».
Автор хита «Подожди» также рассказал о своей поездке в гости к Примадонне российской эстрады.
«Когда я только появился на сцене, первым, кто мне позвонил, была Алла, она позвала меня в гости. Я был у нее в гостях почти двое суток. Мы говорили о музыке, я ей показывал диск, сидели за роялем, музицировали. В результате я год работал у Пугачевой… Она великая русская певица. Я уверен, что ни в ближайшем, ни в далеком будущем не будет певиц, близких ей по масштабу хотя бы чуть-чуть», – считает Игорь Корнелюк.
«Сны о любви»
Прощальным туром «Сны о любви» Пугачева закончила свою концертную деятельность. Тур начался 7 апреля 2009 года в Москве и закончился 4 марта 2010 года в Болгарии – стране, где когда-то к Пугачевой пришла настоящая слава. Именно там она впервые исполнила «Арлекино» на международном конкурсе «Золотой Орфей».
С 2010 года Алла Пугачева редко появляется на публике, но в Северной столице в мае 2017 года она дала сольный концерт.
«Алла Борисовна выглядела шикарно, по-новому, хотя традиционная прическа никуда не делась, но тех привычных черных балахонов на ней не было, она была почти вся в белом, – рассказала петербурженка Александра Лазарева, побывавшая на том самом концерте. – Весь зал ей подпевал, иногда настолько сильно, что саму Аллу не было слышно. Это было невероятно душевно, я очень рада, что смогла туда попасть».
Случай в гостинице
К слову, концертная программа и песня «В Петербурге гроза» – не единственное, что связывает Аллу Пугачеву с городом на Неве.
Один из самых громких скандалов в карьере певицы связан с гостиницей «Прибалтийская». Именно там в августе 1987 года она планировала проживать. Это был один из ее любимых отелей в городе, певица останавливалась там не раз. У Примадонны даже имелся любимый номер 10 000, в котором она селилась, приезжая в Ленинград.
Однако в тот летний вечер любимый номер певицы оказался занят каким-то предпринимателем. Администрация гостиницы предложила Пугачевой другой номер с аналогичными удобствами. Алла Борисовна настаивала на том, чтобы ее непременно поселили в 10 000-ный. В итоге начался конфликт, который стал известен широкой публике. Певицу даже на некоторое время перестали показывать по телевидению, а ее песни исключили из радиоэфира.
Театр песни
Другая петербургская история знаменитой певицы связана с Театром песни Аллы Пугачевой.
3 марта 2008 года в Смольном Алла Борисовна и ее дочь Кристина Орбакайте встретились с тогдашним губернатором города Валентиной Матвиенко, чтобы обсудить строительство в городе на Неве многофункционального культурного центра «Театр песни Аллы Пугачевой». Валентина Матвиенко поддержала эту инициативу. Она выделила под строительство театра участок площадью 2,7 гектара в устье реки Смоленки. Проект предусматривал концертный зал-трансформер вместимостью до 12 тысяч человек, а также около 40 тысяч квадратных метров выставочных площадей, гостиниц, ресторанов, кинотеатров и апартаментов.
Изначально инвестор (ООО «Театр песни Аллы Пугачевой») представил проект в виде буквы «П», однако затем выяснилось, что по участку должна пройти дорога. Новым вариантом стало здание в виде бриллианта высотой 70 метров, стоимость которого оценивалась в 400 миллионов долларов.
В итоге проект заморозили, а в 2016 году Алла Пугачева вышла из него. Доля певицы перешла к Кристине Орбакайте. Из названия проекта пропала и фамилия Пугачевой, теперь он называется проще – «Театр песни».
Поделиться3309-05-2019 00:57:03
https://www.mk.ru/social/2019/04/18/pug … baboy.html
"Пугачева стала простой, счастливой бабой"
Не делайте ей больно, господа
18.04.2019 в 18:26
Ну вот оно прогремело, прозвучало, громко-громко, во весь голос. Раньше это называлось — прощальная гастроль артиста. Спешите видеть, только один раз, проездом! Пугачева в одном наряде, в другом, в шапочке, без шапочки, то с одним лицом, то… А что вы здесь делаете, кино-то уже кончилось.
Ее показывали как красивый, редкий экспонат на модной выставке или как экзотическую, неуловимую жар-птицу в Московском зоопарке. На потребу публике, на съедение. Показывали три дня подряд, без перерыва, в режиме нон-стоп. Чтобы потом забыть до следующего юбилея. Е.Б.Ж., как любил повторять Лев Николаевич Толстой.
А публика-дура морщилась, скривила губки: «Не-а, раньше-то Пугачиха лучше была, красивше. И говорила правильнее. А пела-то как!» «Меня упрекают за то, что я старею», — сказала Алла Борисовна Олегу Меньшикову в показанном на Первом интервью. Просто так сказала, незатейливо. Не красуясь и не выпендриваясь.
Публика злая, очень злая. Она ничего не прощает: ни старости, ни глупости, ни ума. Она требует свою, до боли привычную Пугачиху к ответу и плюет ей вслед, если та не соответствует их представлениям о прекрасном.
А Пугачева… Изображаем радость! Она ведь за эти десять лет одиночества так привыкла, уйдя в отрыв, не светиться нигде, жить своей частной, домашней жизнью. В доме, который построил Джек. В замке, который построил для нее Максим. Ей там хорошо, в этом замке.
Хотя… Вот на НТВ Вадим Такменев пришел в гости к этой прекрасной паре. Галкин показывает свои апартаменты, бесчисленные комнаты. Кому это нужно? Мне — нет, я-то хочу Пугачеву. Переключаю на другой канал — там Соловьев что-то щебечет про Украину. Минут через двадцать — обратно, картина все та же: Галкин водит Такменева, как по музею. «А где ж Алла Борисовна?» — спрашивает Вадик. — «Ну, если она здесь, то в какой-то из комнат». А комнат-то 21, если мы ничего не забыли. Ищите, Максим, ищите. Может, обрящете.
Наконец, через час нашли Пугачеву. А потом уже была ее встреча с народом. Не Путина, заметьте, а ее, Пугачихи. Правда, вверху плашка: «Съемки 2012 года». Ничего себе эксклюзив! Зачем нам Пугачева второй свежести?..
Вот так она и перескакивала с канала на канал, а народ смотрел на нее, будто под увеличительным стеклом, и был очень недоволен. «Опять она про наряды свои — неужели больше сказать нечего!» «А мужья — ну что это за мужья? Какие-то недомужья. Разве может быть так, чтобы он был младше ее на 28 лет?!» «А дети? Неправильные какие-то дети, не так сделанные». Публика-дура, чего с нее возьмешь.
Поет — плохо, не поет — еще хуже. Пой, ласточка, пой! Ножки оголила — боже, какой кошмар, какой позор. Прикрыла — а где ножки-то?..
Когда-то Леонида Ильича Брежнева называли мелким политическим деятелем, правящим в эпоху Аллы Пугачевой. А как будут называть Михаила Сергеевича, Бориса Николаевича? Помню, когда ей исполнился полтинник, она пришла в Кремль с тем еще мужем — Киркоровым, а Ельцин вручал ей награду. Такой древний Ельцин, дряхлый-дряхлый. А она так обняла его по-матерински из благодарности. За что? За свободу, наверное.
Впрочем, это мы все должны ее обнять за ту свободу. При том самом мелком политическом деятеле Леониде Ильиче она была свободна как никогда. Показывала пример и давала надежду. Ни в один формат так и не вписалась. И нельзя ее было никак приручить, приструнить. И пела-то что хотела — Мандельштама, Цветаеву… — от себя, про себя. А страшная, правда, уже загнивающая советская система ничего с ней сделать не могла. Да и не хотела? Так, со стороны, просто восхищалась свободной, дико талантливой женщиной в несвободной стране. Однажды только, уже в перестройку, к ней пристали не по делу. Помните, в гостинице «Прибалтийская»? Но ведь отбили тогда. И сама отбилась.
Она все сказала, что хотела. Слишком рано, слишком быстро? Да, показали ее концерт «Избранное» от 1998 года. Восхищались все! Пугачевой тогда было всего 49, даже не круглая дата, на дворе дефолт, черт бы его задрал, а она поет… Как поет! И что? Толпа хотела бы, чтобы сразу после этого ее не стало, чтобы вовремя ушла? Жестокая толпа.
Она и ушла, только чуть позже. И не из жизни, слава богу, — из профессии. Стала простой, счастливой бабой. Вы не верите? Толпа опять не верит. Она говорит Меньшикову: «Я, наконец-то, впервые поняла, что значит быть замужем». Опять не верите? Ну, не верьте, не верьте. А ей плевать.
Она просто устала быть звездой, у всех на устах. Да, после шестидесяти она так и не нашла свой репертуар, ей, королеве, соответствующий. И Резник уж не тот, и Паулс, и Николаев, а новых нет и не предвидится — которые бы так поняли ее, почувствовали до прожилок, до трещинок. Нет таких…
«Вы будете петь романсы?» — спросил ее Меньшиков. — «Ну, вот сейчас мне 70, через десять будет 80, и вот тогда повесят афишу: «Алла Пугачева. Вечер романсов». Клавдия Шульженко эти романсы пела почти до самого своего конца, Пугачева так не может, не хочет. Не могу и не хочу!
В эти десять последних лет она могла бы участвовать в «общественной и политической жизни». Уйти в оппозицию, поддержать Навального, например. Против жуликов и воров, не забудем, не простим! Ох, вот тогда бы ее подняли на щит, несли, как икону. Ей это надо? На фиг, на фиг… Нет, однажды она все-таки «прислонилась» к миллиардеру Прохорову, наверное, деньги понадобились. Как прислонилась, так и отслонилась.
Человек живет своей частной, семейной жизнью и хочет так жить, как вы этого не понимаете? Эта женщина кайфует от наличия мужа (самого настоящего!), который в принципе и дал, наконец, ей то вечно взыскующее счастье понимания, любви. Да, любви. «Ты понимаешь, что я буду при тебе стареть? Ты дашь мне эту возможность?..» — рассказывает она Олегу Меньшикову тот разговор с Максимом.
Максим все понял. Без лишних слов. Вы понимаете, какое это счастье иметь на старости лет (да, на старости, чего уж скрывать?) таких детей, такую семью. Ну, это примерно то же самое, о чем рассказал Баталов Сашеньке в «Москва слезам не верит»: «Если бы вы видели, какую я вырастил капусту…»
Кстати, о «капусте»: «Да, меня сейчас муж обеспечивает, представляете?!» Дожила. Правильно, как в нормальных русских семьях: она — дома, он — добытчик.
А теперь — о Меньшикове и о Пугачевой. Это интервью взято из Ютьюба на самом деле. Дожили. Но какое интервью — Познер отдыхает! Она все такая же, наша Алла! Умная, честная, игривая, самоироничная. Там они не говорят ни одного слова о политике. Ну и к черту эту политику! Так хочется ее слушать и слушать… Ну и слушайте, внимайте, все для вас.
Только один раз, проездом. Может, этого счастья больше уже никогда не будет.
Александр Мельман
Журналист, обозреватель издания "Московский комсомолец"
Поделиться3409-05-2019 01:17:54
https://echo.msk.ru/blog/kandelaki/2408585-echo/
Её юбилей — праздник всех женщин России
Тина Канделаки
Я всегда считала, что первой леди СССР была Алла Борисовна Пугачева. Не Раиса Максимовна, которая была первой леди на экспорт, а именно Алла Борисовна, во власти которой находились все тренды ее времени: как себя вести, с каким мужчиной жить и как одеваться.
Алла Пугачева была примером самостоятельности задолго до формирования тренда на феминизм. Своим поведением она показывала абсолютную независимость в решениях, непривычную и пугающую для консервативного большинства, главной певицей которого она была и остается.
Всей своей жизнью Алла Пугачева показывает, что женщина может бороться и быть счастливой в любом возрасте. Она в одиночку перевернула классическое представление о советском или российском женском счастье. Любила и была любима, не скрывая своих романов, и подтвердила, что в возрасте, когда подавляющее большинство женщин уже махнуло на себя рукой, можно найти любимого мужчину и завести детей.
Алла Борисовна показывает, что в любом возрасте можно быть женщиной, а не бабушкой. Её юбилей, на самом деле, это праздник всех женщин России, которые, глядя на нее, понимают, что шанс быть настоящей женщиной у нас есть всегда.
Тина Канделаки
телеведущая, продюсер
https://echo.msk.ru/blog/kandelaki/2408585-echo/
Поделиться3510-05-2019 22:07:58
https://www.vogue.ru/fashion/news/s_yub … pugacheva/
С юбилеем, Алла Пугачева
Больше сорока лет назад на выхолощенной советской эстраде появилась женщина, которая на сцене не просто поет, но живет. Живет так же ярко, как одевается. Cоветской эстрады давно нет, а нам все еще есть чему поучиться
15 АПРЕЛЯ 2019 ОБНОВЛЕНО 16 АПРЕЛЯ 2019 АНАСТАСИЯ ЛЫКОВА
Отредактировано alisa (10-05-2019 22:11:32)
Поделиться3812-05-2019 21:02:55
https://snob.ru/profile/27058/blog/152322
Snob.ru
15 апреля в 01:23 ·
Поздравляем с юбилеем Аллу Пугачеву! Если представить на 5 минут, что Примадонна вместо сцены выбрала что-то другое, то становится не по себе — писатель Алексей Беляков говорит, что вообще непонятно, как бы мы выжили тогда без Пугачевой. О том, что она значит для нас, он пишет в своем блоге
Если бы Пугачёвой не было
Представим на пять минут это. Нет и не было у нас такой певицы. Допустим, юная Алла сдуру пошла учиться на филолога. Петь не хотела.
И в 1975 году на тот судьбоносный конкурс в Болгарию отправили певца с аккуратной чёлкой. И не звучит по всей стране «Арлекино», нет этого угарного «аха-ха-ха-ха» в припеве. Нет этой рыжей девицы, которая игриво ведет себя на сцене. Ротару есть, Лещенко есть, Кобзон есть, даже Роза Рымбаева есть, вся гвардия советской тоски на месте. Из полей доносится «налей». Но нет «аха-ха-ха-ха».
И это, товарищи, жуть. От этого, граждане, стынет кровь в жилах. У меня нет вообще ностальгии по той брежневской стабильности, я не грущу по автоматам с газировкой по три копейки с сиропом. Мне не хочется больше никогда в этот гнусный сироп, хотя нас все чаще пытаются нынче макать в него.
Но как бы мы выжили без Пугачевой тогда?
Недавно зачем-то пересмотрел пару выпусков «Кабачка 13 стульев». Сперва думал: порадуюсь немного зимним вечером. Ну там детство, шутки, пани Моника. Слушайте, это же невыносимая тягомотина. Да я был готов целовать руки «уральским пельменям» после такого.
И вот посреди всей советской железобетонной скуки, между поисками туалетной бумаги и потасовкой за «докторскую» в универсаме – среди всего этого не на ком отвести душу. Потому что нет Пугачевой.
Это же удавиться на шнурках фабрики имени Парижской коммуны.
Никто в «Голубом огоньке» не выходит и не поет нам про «королей». Мы же смотрели эту лабуду ради одной Пугачевой. Мы ждали только ее выхода. В огромной стране обсуждать больше некого было. На всю страну была лишь одна женщина, которая заставляла биться измученные портвейном сердца.
И нет Пугачевой, нет ее балахона. Вообще непонятно, зачем копить деньги и покупать цветной телевизор «Рубин», если там не показывают Аллу.
Наверно я никогда не смогу объяснить это своим детям – что такое была для нас Пугачева. Они же знают только сумасбродную бабушку в раскидистых париках, да и то не знают толком, мало ли что слушали глупые родители.
А она была для нас всем. Все, чего у нас не было, и чего мы дико хотели, но боялись просить, нам давала одна Пугачева. Свободу, секс, скандалы, риск. Сокращенно – СССР.
И дело же не в голосе, ну пела и пела. Да, хорошо пела, но мало у нас певиц? Да завались. Пугачева – это была аномалия. То самое отклонение, которое нам позволяло остаться нормальными.
И вот ее нет. Да мы бы спятили от безысходности. То есть вообще мы были очень терпеливы и безропотны, но лишь потому, что изредка нам показывали эту рыжую бестию. А когда Пугачевой нет – что остается советскому человеку? Сервелат из праздничного заказа? Но его быстро схомячили гости. Ничего не остается. Выть от скуки нам остается.
А сплетни и слухи? Парик того же Кобзона – безусловно увлекательная тема на фоне посева яровых и социалистического соревнования в Экибастузе. Но достаточно ограниченная тема, без развития. Вот парик, всё. Что еще обсуждать, если нет Пугачевой? Посмеялись над парой анекдотов – про чукчу и про Штирлица, дальше что? Тишина. Сидит компания, молча смотрит в тарелку с холодцом. Говорить не о чем. И не уйти в фейсбук-инстаграм, сбежать от уныния некуда.
Лишь Пугачева была нашим спасением. Даже когда не показывали по телевизору – это тоже было сюжетом: почему не показывают, какие версии? Но если нет Пугачевой вообще – молча расходимся по своим кухням. Страна погружается в депрессию, а зловещую тишину нарушает только шуршание пионерской макулатуры и салют 7 ноября. Но и салют нас не радует. Мы несчастны и одиноки.
Раймонд Паулс наигрывает на белом рояле, но никому он не интересен. Гитарист Кузьмин запиливает на гитаре, да и шут с ним, тоже мне Ричи Блэкмор. Вознесенский пишет про миллион алых роз, но его освистывают на поэтическом вечере. Встали старинные часы, утоп паромщик, сдох голубь сизокрылый. То ли еще будет, ой-ёй-ёй.
Мне страшно.
Нет, товарищи, это счастье, что она была у нас тогда. Простое счастье маленьких советских людей. Которые любили ее, которые насмехались над ней, которые проклинали ее. Теперь мы должны ее благодарить, поклониться в ноги, петь хором старые шлягеры на Красной площади. «Жизнь невозможно повернуть назааааад, и время ни на миг не остановиииишь…»
Этот мир невозможен без Пугачевой.
Алексей БЕЛЯКОВ
Поделиться3912-05-2019 21:16:23
https://www.ffss.cf/DI1NDRLrNNZSQO4POkf … jLUT1yTKyt
15 апреля 2019, 17:34 1350
Кирилл Шулика.
Пугачева лучше, чем водка и автомат Калашникова
Пугачева это бренд. Для постсоветского пространства точно. Отчасти для Восточной Европы. И бренд не худший. Лучше, чем водка и автомат Калашникова.
Нравится ли мне ее музыка? Советский период на фоне скудости советской эстрады был просто мощнейшим. Поздний период уже совсем не то, да и конкуренты появились, много конкурентов.
Однако вот нынешние звезды, все эти рэперы и Монеточки не то, что в 70 лет будут никому не нужны, а уже в 40. Билеты на юбилейный концерт Пугачева доходили до четверти миллиона рублей. Очень мало артистов у нас смогут за столько себя продать. Да и вообще есть ли такие еще?
Человек она в общем-то неплохой. Вы вообще слышали, чтобы она занималась благотворительностью? А она занимается. Как правило, очень тихо. И довольно на большие суммы. И, кстати, она правильных политических взглядов. Правильных, но не истеричных.
Попсу я не люблю, а музыка Пугачевой это попса. Но сама Алла Борисовна переросла и попсу, и вообще музыку.
Поэтому поздравляю ее с юбилеем! Она крутая. Сейчас таких уже не делают.
Кирилл Шулика, публицист
Поделиться4012-05-2019 22:29:04
https://republic.ru/posts/93539
КАШИН. КУЛЬТУРА 15 АПРЕЛЯ
Ее место в истории. Апология Пугачевой
Какую награду и за что должна получить великая певица в день своего 70-летия
Сейчас Путин, по всей логике, должен будет ее наградить к юбилею. У нее есть орден «За заслуги перед Отечеством» трех степеней, кроме первой, и, скорее всего, первую сейчас и дадут, но это скучно. Она заслуживает, конечно, Андрея Первозванного – ее ровесница Валентина Матвиенко получила этот высший российский орден неделю назад, и понятно, что о таком у нас обычно не думают, но после Матвиенко не дать такой же орден Пугачевой будет некрасиво; при всем уважении – русский XX век немыслим только без одной из них, и эта одна – не Валентина Ивановна. Но если искать государственную награду для Пугачевой, имея в виду только эстетическое соответствие, то идеальной будет звезда Героя труда, не только потому, что звезда заслуживает звезды, и, хотя совпадение удачное, не потому, что сложившийся порядок предусматривает присуждение «гертруд» раз в год как раз примерно в эти дни, в конце апреля. Дело здесь прежде всего в соотношении советского и постсоветского – награда из прошлого, возрожденная и модернизированная при Путине, лучше всего подходит именно этому человеку, наиболее последовательно и успешно деконструировавшему советскую культуру и превратившему ее в постсоветскую. Историческая судьба Пугачевой в этом смысле ближе всего к судьбе рифмующегося с ней Горбачева с той очевидной разницей, что Пугачевой удалось как-то реализоваться и в новом времени, а политик Горбачев такой возможности был лишен.
Искать для Пугачевой место в истории отечественной эстрады – только все портить. Культура советской песни, даже несмотря на феномены Утесова и Шульженко, никогда не ставила исполнителя в центр системы координат, и главные советские песни потрясающе анонимны, они ничьи – с каким певцом или певицей ассоциируется «Катюша», или «Подмосковные вечера», или «Священная война»? Ставка Пугачевой на индивидуальность с самого начала («Арлекино» на конкурсе в Болгарии, фильм «Женщина, которая поет», невозможные по тем временам песни-монологи типа «Так же, как все, как все, как все, я по земле хожу, хожу» – такого себе даже Брежнев не позволял) располагают к теориям по поводу инновационной продюсерской политики либо самой Пугачевой, либо кого-то из тех, кто стоял за ее спиной – второй муж певицы Александр Стефанович, кажется, до сих пор уверен, что весь ее успех сконструирован персонально им. Но Пугачева – это действительно не про эстраду, и соавтор ее успеха – история. Песне «Арлекино» предшествовали пятнадцать лет форсированной гуманизации советского тоталитаризма, сопровождавшиеся в том числе созданием массового мещанства – новой и, в общем, совершенно не советской социальной группы. Уступив народной массе в рамках послесталинского компромисса право на частную жизнь, советская власть, именно она, сделала неизбежной рождение новой массовой культуры. Показательно, что саундтрек кинематографического манифеста советского мещанства – «Иронии судьбы», – наполовину состоит из песен в исполнении Пугачевой, не было бы там ее, это бы был не манифест.
Непосредственные предшественники Пугачевой – не эстрадные певцы шестидесятых и начала семидесятых (просто попробуйте это произнести вслух – «Пугачева и Аида Ведищева», «Пугачева и Вадим Мулерман»; Пушкин и Кукольник, ага), но эстрадные поэты, прежде всего Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский, – последний важен и как автор программного хита про миллион алых роз. Новое общество искало себе голос, и Пугачева возникла именно в той точке, когда литературоцентричность массовой советской культуры перестала быть очевидной – стихи можно и дома в тетрадочку переписывать, а если уж есть возможность бесноваться на стадионе, странно это делать под Евтушенко, особенно в эпоху «Битлз». Но и в истории русской литературы постшестидесятница Пугачева заслуживает, по крайней мере, весомого примечания к биографиям Цветаевой, которую она пела в «Иронии судьбы», и, особенно, Мандельштама – первая за сорок лет его книжка тогда уже вышла в «Библиотеке поэта» тиражом 20 тысяч на двухсотмиллионную страну, но о городе, знакомом до слез, и об Александре Герцевиче страна узнала не из синего дефицитного томика, а от Пугачевой.
И какая-то совсем таблоидная пошлость – соперничество с Софией Ротару, те же Пушкин и Кукольник. Если уж конкурент обязательно должен быть поющим, то ближайшего преследователя Пугачевой звали Владимир Высоцкий, вообще же она конкурировала со всей неофициальной культурой своего времени – и с самиздатом, и с тамиздатом. Победила или нет – ну, прошлогоднее столетие Солженицына прошло почти незамеченным, но сравнивать его с пугачевским 70-летием некорректно – дождемся векового ее юбилея. Дети и внуки постсоветских мещан массово полюбили Бродского – что ж, пусть он сосуществует с Пугачевой на карте русской культуры этого века, такое соседство не оскорбит ни одну из сторон. Но Бродский, а не Ротару – пожалуйста!
Политическая история нашей страны и общенациональная психотерапия в годы упадка тоталитаризма; русская поэзия и кабак – есенинский, блоковский; относительная открытость Советского Союза семидесятых и западный рок-н-ролл; осознанная необходимость свободы, ставшая массовой сразу же после того, как исчезла необходимость выживать, но и тайная потребность в культе личности (первые ее слушатели помнили Сталина) – вот из чего-то такого состоит Пугачева. Не из мужей, не из скандалов, даже не из песен, а из русского воздуха второй половины ХХ века.
Время от времени до сих пор выходят какие-то новые песни Пугачевой; наверное, лучше бы их не было – да, она пережила себя как феномен, но какой-то особенной трагедии в этом нет. Ее желание быть последней народной артисткой СССР (на самом деле она предпоследняя – Горбачев зачем-то на следующий день после Пугачевой и накануне своей отставки наградил еще старую актрису Софью Пилявскую) очень понятно – статус последнего гарантирует непобежденность без срока давности, но борьбу за непобежденность она вела, и вполне успешно, и после крушения советской культуры. Великая певица – это, конечно, не голос и не музыка, это что-то уровнем выше, и ни одна из певиц, которых в разное время провозглашали новой Пугачевой, по масштабу явления к ней не приблизилась – ни Агузарова, ни Земфира, ни Ваенга, ни тем более Аллегрова, которая, провозгласив себя (сама! – это стыдно) «Императрицей», явно на что-то такое претендовала. Список претенденток уже не пополнится. Пугачева пережила не только себя, но и эстраду, попсу как таковую – сейчас от этой вселенной осталось только неудачно переформатированное «Русское радио» и полубезумный бизнес поэта-песенника Гуцериева (Пугачева и сама что-то поет на его стихи, и это уже мало кому интересно), и дело даже не в развитии технологий, а в общем культурном росте общества, которое не нуждается больше в бесспорной фигуре номер один – здесь, наверное, нужна шутка про Путина, но и кроме шуток: Путину, скорее всего, предстоит пережить то же, что пережила Пугачева, и пусть его переход в историю будет таким же безболезненным и достойным, как и у нее.
«Будто будет жизнь, как та, где давно уже я не был. На душе, как в синем небе, после ливня чистота», – это стихи Семена Кирсанова, соседа Осипа Мандельштама по дому в Нащокинском переулке. В ночь первого ареста Мандельштама у Кирсанова, по свидетельству Ахматовой, до утра играли на гавайской гитаре – потом Галич напишет «Всю ночь за стеной ворковала гитара, сосед-прощелыга крутил юбилей», как будто Кирсанов в чем-то виноват перед Мандельштамом. Натяжкой было бы уравнивать двух поэтов-соседей только на том основании, что стихи обоих через сорок лет станут песнями Пугачевой, но здорово, что она пела обоих. Пусть Путин ей даст золотую советскую звезду с двуглавым орлом вместо серпа и молота в сердцевине – ту эклектичную советско-антисоветскую постсоветскую Россию, в которой сегодня мы живем, во многом придумала она. Возможно, это и есть ее главная историческая заслуга.
Олег Кашин Журналист
https://republic.ru