Кругозор. — Москва, 1983. — № 6. — [Июнь].
ВСЕГДА В КИПЕНИИ ЖИЗНИ
Мастера советского искусства
Евгений СИМОНОВ, народный артист СССР:
- Начну с недавних пор. С разговора с замечательной актрисой Ниной Ульяновной Алисовой, которая предложила мне поставить в Театре киноактера "Без вины виноватые". И первое, о чем вспомнилось, известная музыка Хренникова к этой пьесе, его изумительный вальс как камертон будущей постановки.
Чуть дальше в глубь времени. Дни моего режиссерства в Малом театре. Неожиданно приходит приглашение приехать к С.Я.Маршаку в Ялту. Маршак сидел у моря и смотрел на горизонт. Он сказал, что хочет передать театру свою пьесу "Умные вещи". "Я хотел бы", - сказал Маршак, - чтобы композитором был..." "Хренников", - подсказал я. "Видите", - заметил писатель, - "мы оба думаем об одном и том же". И Хренников написал чудесную музыку к "Умным вещам".
Я продвигаюсь в свои юношеские годы, и в ушах звучит пленительная музыка Хренникова к булгаковской инсценировке "Дон Кихота", и сердце щемит от песенки "Вечер погас, пыль вьется по дорогам".
Я был мальчишкой, когда Тихон Николаевич Хренников, студент Московской консерватории, снимал комнату в "вахтанговском" доме, где я жил. Оттуда часто доносились звуки фортепиано. Мы слышали гаммы, этюды, классику, а потом появились его собственные мелодии. Мой отец, Рубен Симонов, шутя говорил мне: "Женя, над нами поселился бог". И действительно, то, что звучало, было божественно интересно, гармонически ново, мелодически свежо. Музыка Тихона Николаевича явилась душой спектакля, в котором сверкал дуэт Симонова и Мансуровой - Бенедикта и Беатриче - героев шекспировской комедии "Много шума из ничего". И пока мы ждали, чтобы молодой, но уже известный Хренников согласился поиграть с нами в казаков-разбойников, весь двор распевал "Ночь листвою чуть колышет".
Татьяна БЕРЕЗАНЦЕВА, кинорежиссер:
- Сперва - мелкий штрих. Хотелось, чтобы фильм "Любовью за любовь", действие которого происходит в Мессине, открывался бы изображением знаменитой сицилийской тележки. Снимали мы картину быстро, тележку было достать неоткуда. И однажды у Тихона Николаевича дома я увидела то, что искала, - очаровательный сувенир - макетик искомой тележки. Картина получило яркое начало, которое пошло вровень с музыкой Хренникова. Вообще, он опытный кинематографист, работающий с такими мастерами, как Пырьев ("Свинарка и пастух"), Райзман ("Поезд идет на восток"), Птушко ("Руслан и Людмила"). Ленты полярные. Разнообразие киноработ требует профессионализма, умение "влезть" в сценарий. Но не только. У нас на съемках Хренников вел запись и перезапись, учил петь драматических актеров. Для режиссера проблема заключалась и в том, чтобы от действительности уйти в сказку. Потом открыть второй план, напомнить о серьезном последствии шутки. Так появились два новый действующих лица - Поэт и Певица. Их роли играют Евгений Нестеренко и Алла Пугачева, для которой Хренников положил сонет Шекспира №40 на музыку, найдя, как мне кажется, поразительный эквивалент поэзии.
Евгений СВЕТЛАНОВ, народный артист СССР:
- Начало работы Хренникова было ослепительным. Студентом он пишет первую симфонию - да какую! Ею дирижировали Стоковский, Орманди, Мюнш. Вскоре он создает свою незабываемую музыку к шекспировской комедии у вахтанговцев. Еще три года - и вот его опера "В бурю". Таким был взлет Хренникова. Активность вообще для него характерна. Такой он в музыке, такой в общественной жизни.
В чем самобытность таланта его? Прежде всего в щедрости мелодического дара. Другая грань его дарования - оптимизм, доброта, вера в жизнь. Отсюда его демократизм. Отсюда яркость языка, интонации, оркестровых приемов. Достаточно услышать несколько тактов, чтобы узнать музыку Хренникова - истинного мастера, мастера ювелирной точности, отделывающего свои сочинения до деталей. Его оперу "Мать" в Большом тестре ставил Охлопков. На показе Хренников пропел все партии от ноты до ноты, да еще и изобразил действующих лиц. Пианист он блистательный. Мы убедились в этом и на репетициях и на премьере его нового Третьего концерта для фортепиано с оркестром.
Всего лишь за два месяца до своего семидесятилетия Тихон Николаевич Хренников с порывом и блеском исполнил свой новый Третий фортепианный концерт. А с той поры, когда им был сочинен Первый концерт для фортепиано с оркестром, прошло пятьдесят лет. Полвека работы - композиторской, исполнительской, педагогической. Долгие годы общественной и партийной деятельности. Все эти яркие стороны таланта, ума и характера соединились в человеке, о котором в "Кругозоре" рассказывают коллеги Т. Н. Хренникова, давно знающие его, - Е. Р. Симонов, Т. Б. Березанцева, Е. Ф. Светланов. На пятой звуковой странице они продолжат беседу, которую ведет репортер Артем Гальперин
На фото Л. Лазарева - Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР Т. Н. Хренников
На пятой звуковой странице: "Ночь листвою чуть колышет" - Р. Симонов, "Сонет Шекспира №40" - А.Пугачева, Фр-т 3-го концерта для ф-но с оркестром - исполняет автор
#1983
Отредактировано klim (13-05-2019 22:48:53)