Прощальные гастроли Аллы Пугачевой в Ереване
В Ереване в спортивно-концертном комплексе им. Демирчяна состоялся юбилейный концерт Примадонны российской эстрады Аллы Борисовны Пугачевой, который прошел в рамках ее мирового прощального тура.
Еще в конце прошлого года на пресс-конференции Алла Борисовна, говоря о предстоящем ереванском концерте, пообещала, что постарается, чтобы армянский зритель не был разочарован. Обещание свое она сдержала. Новая программа Пугачевой «Сны о любви» не разочаровала.
«Сны о любви» – это не просто концертная программа. «Сны о любви» – это моноспектакль, в котором в течение двух с половиной часов раскрывала свою душу не мировая звезда, а просто «женщина, которая поет». Она – сильная и одновременно слабая. Она – чувственная и ранимая. Она – дерзкая и упрямая. Словом, она – Примадонна. На сцене – 60 тонн декораций, специально созданных Борисом Красновым для этой программы. В углу – кресло и столик с зеркалом и бокалом. Одним словом, обстановка, располагающая к душевному общению Артистки и Зрителя. «Я снова в Ереване, – сказала певица, – где испытала много счастливых минут. Я вспоминаю свое выступление на стадионе «Раздан» в 1984 году. У меня никогда и нигде больше не было такого концерта. Хорошо, что он был заснят на кинопленку, и когда кто-то сомневается, я достаю фотографии и киноматериал в подтверждение тому, что это было на самом деле».
Долгожданный концерт, билеты на который были распроданы задолго до его начала, прошел с огромным успехом.
ПУБЛИКА БЫЛА ТРОНУТА ЛЮБОВЬЮ АЛЛЫ БОРИСОВНЫ К НЕЙ И ОТВЕЧАЛА ВЗАИМНОСТЬЮ. «КАКИЕ ВЫ ГОРЯЧИЕ! – ВОСКЛИКНУЛА ПРИМАДОННА. – ЛЮБЛЮ ВАС!»
Во время визита Пугачевой в Армению президент республики Серж Саргсян присвоил ей высшую награду Армении – орден Святого Месропа Маштоца.
«Учитывая ваш вклад в дело музыкального и эстетического воспитания целого поколения, в том числе граждан Армении, я подписал указ о награждении вас орденом Св. Месропа Маштоца», – сказал президент, принимая российскую певицу.
«Я очень взволнована и признательна, – сказала в ответ Пугачева. – Во время своего прощального тура я не могла не посетить Армению, которая подарила мне столько вдохновляющих моментов и где у меня была возможность познакомиться с многочисленными талантливыми людьми».
Композитор Константин Орбелян, в 70-е годы возглавлявший Государственный эстрадный оркестр Армении, сыграл важную роль в судьбе Аллы Борисовны. Именно он, на свой страх и риск, отправил молодую начинающую певицу на конкурс «Золотой Орфей» в Болгарию, откуда она вернулась всенародной любимицей. После этого Пугачева два года была солисткой Государственного эстрадного оркестра Армении. Долгие годы Пугачеву и Орбеляна связывали узы дружбы и сотрудничества.
– Маэстро, Вы сидели в первом ряду на концерте Пугачевой в Ереване, который она дала в рамках своего прощального тура. Вы давно не виделись с Аллой Борисовной?
– Мы с ней время от времени встречались, это происходило и в Москве, и в Америке. Последняя наша встреча состоялась не так давно. Алла практически открывала мой юбилейный концерт, который проходил в Москве в Государственном Кремлевском дворце 24 февраля этого года. После этого у нее были концерты в Америке, но там нам так и не удалось встретиться.
– Поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями от прощального концерта Аллы Борисовны в Ереване.
– Это был замечательный концерт, слово «прощальный» к нему совершенно не подходит. Алла предстала перед ереванским зрителем в совершенно ином качестве. Нужно обладать необыкновенным мужеством, чтобы отказаться от своих главных эстрадных хитов, которых от нее ждал зритель, и включить в свой репертуар баллады, необыкновенно сложные в профессиональном отношении. На сцену вышла замечательная певица, настоящий профессионал, которая находится в прекрасной форме и которую зритель всегда счастлив видеть и слушать.
– Последний раз Пугачева давала сольный концерт в Ереване в 1984 году. Она часто вспоминает об этом концерте как об одном из лучших в своей жизни. Вы помните этот концерт?
– Я прекрасно помню этот концерт. Мы ведь дружим с Аллой очень давно, еще с 1974 года. Я присутствовал на этом концерте и сидел в первом ряду, прямо на травяном поле. Этот концерт был организован специально для съемок ее фильма «Пришла и говорю». Она сама пожелала, чтобы съемки проходили именно в Ереване. Ей очень нравился стадион «Раздан», его энергетика, накал, обстановка, реакция зрителей. Кроме того, она всегда очень любила Армению и армянского зрителя. Концерт действительно получился незабываемым.
– А правда, что песню «Маэстро» Пугачева посвятила именно Вам, а не Раймонду Паулсу, как это предполагалось?
– Вы знаете, мы с ней никогда на эту тему не говорили, и я считаю, что мне самому говорить об этом не совсем удобно. Но об этом очень много писалось в Интернете, где сама Алла Борисовна рассказывала историю рождения этой песни. Могу лишь сказать, что, когда я в 1981 году уезжал в Штаты, мы с ней встретились и она сказала, что очень скоро должна выйти ее новая песня и что ей очень жаль, что я не смогу ее услышать. В этот же день она подарила мне свой плакат, на котором были написаны слова из этой песни: «У нас одна святая к музыке любовь» и рядом пожелания мне всяческих благ и успехов.
Организатор концерта А.Б.Пугачевой в Ереване ООО "ФОРПОСТ"
Директор по спец.проектам А.А.Толстелев
ЗАРА МХЕЯН: ПО ТУ СТОРОНУ ШОУ-БИЗНЕСА
Шоу-бизнес и все, что с ним связано, всегда вызывает повышенный интерес, особенно когда разговариваешь с человеком, который знает всю его подноготную. Зара Мхеян - учредитель компании "Форпост", занимающейся продюсированием и концертной деятельностью. Зара Мхеян занималась модельным бизнесом и концертной деятельностью Авраама Руссо, была продюсером певицы Соны и организовывала концерты Орбакайте, Билана и Gipsy Kings в Ереване, а сейчас занимается организацией концерта Аллы Пугачевой, который состоится в сентябре. Экскурс в мир шоу-бизнеса оказался очень увлекательным, хотя не все вошло в это интервью и кое-что пришлось оставить за кадром.
- Вы живете в Москве уже 6 лет, но ваша деятельность в Ереване была не менее плодотворной.
- По своей специальности я модельер-дизайнер, но всегда больше занималась организационной деятельностью. В конце 90-х была создана компания STYLE и Союз армянских модельеров - я стала учредителем и директором Союза, который тогда активно работал в индустрии моды. Мы организовали проект "Армянский силуэт" в сотрудничестве с Вячеславом Зайцевым: лучшие армянские модельеры, которые занимали первые места, уезжали на стажировку к Зайцеву. Наш Союз не только полностью финансировал этот проект, но и оказывал всяческую помощь талантливым модельерам в создании их коллекций. Проект "Армянский силуэт" просуществовал 5 лет, после чего я решила представить армянских модельеров по Fashion TV. Мы выбрали лучших модельеров, а компания "Шарм" сняла фильм о нашей деятельности, который демонстрировался по Fashion TV - проект назывался "To see trees where the others see only poles" ("Видеть деревья там, где другие видят только столбы").
- Чего не хватает нашим молодым модельерам: чувства вкуса, стиля или финансовых возможностей?
- У нас неплохая школа модельеров, но для того, чтобы развивался вкус, им нужно выезжать и постоянно развиваться. Нам не нужно такое количество модельеров, которых выпускают институты и ВУЗы - нам нужно профессионалы, которые уезжали бы на стажировку и практиковались за пределами Армении.
- За последние 10 лет изменилось ли что-то в лучшую сторону?
- Наоборот: у меня ощущение, что все сошло на "нет", и дело не только в модельерах. На базе компании STYLE было создано модельное агентство, и в 2000-м году мы запустили проект "Лучшая десятка манекенщиц". Первой топ-моделью стала Лусине Товмасян, и я хочу сказать, что у нас есть очень красивые и стильные манекенщицы с хорошей школой. Но наш менталитет непробиваемый, и у нас возникли проблемы с продвижением наших манекенщиц. Во всем мире существует практика продавать лучшие кадры зарубежным модельным агентствам, но когда стали поступать предложения нашим девушкам, мы так и не нашли отклика и понимания, в результате чего агентство пришлось закрыть. Одновременно компания "Форпост" занималась в Ереване рекламной и концертной деятельностью, и 90% артистов, которые приезжали в те годы, - это наша заслуга. Мы занимались также пиаром - во всех сферах, включая наших политиков.
- Наши политики знают, что такое профессиональный пиар?
- Мы пытались по максимуму ввести их в курс дела (улыбается). В Ереване очень сложно работать с людьми, и в какой-то момент я решила свернуть свою деятельность и уехать в Москву. Я просто поняла, что не могу себе позволить растрачивать свое время и свой потенциал. Я готова работать 24 часа в сутки, но мне нужно чувствовать отдачу. В Москве очень ценят интеллект и способность генерировать новые идеи, и там у меня гораздо больше возможностей для реализации и получения этой отдачи… Я приезжаю в Ереван и каждый раз обнаруживаю, что открылись новые рестораны, гостиницы, клубы, бутики, но ведь нацию должно представлять искусство, а эта сфера у нас абсолютно не развивается и не пополняется профессиональными кадрами. Возьмем "Евровидение" - каких серьезных результатов мы смогли добиться за эти годы, но то, что произошло в этом году, это катастрофа. Мы просто не имели права так проиграть!
- Вы считаете, что не угадали с выбором исполнителей или с выбором образа?
- Девочки как раз выступили очень достойно, и они действительно талантливые. Вопрос в другом: была выбрана изначально неверная концепция, и это вина продюсеров. Этот образ совсем не подходил в данном случае, и если бы сестры Аршакяны выглядели бы более естественно, то и результат был бы иным. Этого национального колорита было чересчур много, и чувствовалось, что Инга и Ануш испытывали определенный дискомфорт и от этого образа, и от избыточной энергетики, которая им несвойственна. Причем, ребята из "ФрешАрта" профессионалы, но я думаю, что перед ними просто была поставлена неверная задача… На самом деле, проблемы в нашем шоу-бизнесе более глобальные, и не ограничиваются рамками "Евровидения". Я смотрю армянские музыкальные каналы, и увиденное меня просто шокирует. Постоянно появляются новые лица, но я не понимаю, что эта за музыка, и на какую аудиторию она рассчитана.
- Может быть, на таких исполнителей сейчас есть спрос?
- Любой спрос формируется только тогда, когда есть рынок - а у нас его просто нет, как и шоу-бизнеса как такового. Наша публика всегда понимала и ценила серьезную музыку, но то, что происходит сейчас, выше моего понимания. На московских музыкальных каналах отсевом подобных исполнителей и клипов занимается художественный совет, который просто не пропустит в эфир такой низкопробный продукт. Помимо поп-музыки, в России, например, очень много слушают классику, джаз, фолк, и эти проекты продвигаются на государственном уровне. Так называемая "попса" - это коммерческий продукт, но даже если в Армении это направление стало приоритетным, то пусть оно хотя бы развивается на профессиональном уровне. "ВиаГра", например - тоже сугубо коммерческий проект, никакими певческими талантами девушки не обладают, но это продукт, созданный профессионалами.
- Самое время перейти к вашей концертно-продюсерской деятельности.
- Я приехала в Москву и стала работать с Авраамом Руссо, которого до этого продюсировал мой давний друг Иосиф Пригожин. Я проработала с Руссо 2,5 года, потом в 2005-м я стала продюсером Соны, но в 2008-м решила больше не заниматься продюсированием. Это очень тяжелая и неблагодарная работа, ведь прежде чем создать музыкальный продукт, ты разрабатываешь концепцию и около двух лет работаешь с этим артистом - и над его внешностью, и над голосом, и над манерой поведения на сцене. Потом записывается альбом, выбирается песня, которая должна стать хитом, снимается клип - все это требует неимоверных усилий от продюсера. С исполнителем заключается договор, и артист не имеет права нарушать ни один из его пунктов. Но как только начинается концертная деятельность, и исполнитель становится популярным, у него начинается "звездная болезнь" во всех ее неприглядных проявлениях. И когда ты теряешь интерес к тому, что создавалось с таким трудом, и от этого отказываешься, то переживаешь жуткий стресс. Тогда и возникают мысли о том, что нужно либо вообще не работать, либо работать только с теми, кто знает, что такое ответственность и организованность.
- И таковые есть?
- Есть, Валерия и Кристина Орбакайте. Когда я занимаюсь организацией концертов Орбакайте, то просто получаю от этого удовольствие - настолько это ответственный человек и большой профессионал. Или есть еще один вариант: самому вырастить исполнителя и с самого начала заложить в нем нужные качества. Так было, например, с группой "Тату" - с ними ведь начали работать еще тогда, когда им было по 14 лет.
- А "Тату" вообще управляемые?
- Да, вполне управляемые - продюсеры очень серьезно с ними занимались, и у девочек был такой возраст, когда и воспитательная работа сыграла свою роль. Они очень профессионально работают и постоянно развиваются - даже сейчас ежедневно по 6 часов занимаются с музыкантами. Это именно тот случай, когда механизм сработал, но обычно у продюсеров с исполнителями, к сожалению, возникает много проблем.
- Расставание продюсеров и их подопечных - это вообще отдельная тема. Вам удалось избежать серьезных конфликтов?
- К сожалению, нет - с Руссо дело дошло до суда. Он предложил подыскать для Соны песни зарубежных композиторов и принес демо-версии, которые, якобы, были записаны авторами, работающими с Рики Мартином и Мадонной. Мы выбрали 2 песни, заплатили Руссо за посредничество и получили бумаги о покупке авторских прав на эти песни с печатями и подписями компании Gem Prodaction. Уже практически включив песню в новый альбом, мы отправили запрос в компанию для подтверждения сделки, но, как оказалось, договор между Руссо и представителем Gem Prodaction закончился еще год назад. Более того, нам сообщили, что с указанными композиторами они никогда не работали и никакие документы не подписывали. В результате дело дошло до суда, но Руссо сейчас не может вернуться в Москву - у него там со многими людьми большие проблемы. Если он приедет, мы вновь поднимем этот вопрос, и я хочу потребовать не столько вернуть выплаченную сумму за купленные песни (хотя сумма немалая), сколько возместить моральный ущерб.
- Надеюсь, с Соной расставание было мирным?
- Да, мы расстались по-доброму, так как не только работали вместе, но и дружили. Сона прекрасно осознает, сколько сил было вложено, и никаких взаимных претензий у нас нет. Кстати, с Соной у меня был очень интересный проект вместе с Андреем Соколовым. Он сейчас занимается режиссурой, и снял фильм "Артефакт", в котором снялись Заворотнюк, Лазарев-младший, Панин и другие популярные артисты. Искали певицу, которая должна была исполнить саундтрек для этого фильма, и из огромного количества исполнителей выбрали Сону. Это еще раз говорит о том, что мы достигли определенных высот.
- И тем не менее, вы отказались от ее дальнейшего продюсирования… А с кем вы ни за что не согласились бы работать?
- Мне сложно назвать какие-то конкретные имена - для меня важно, чтобы артист был интересен и владел своим мастерством. Но, например, исполнители в стиле "рабис" для меня абсолютно неинтересны, и я никогда не взялась бы за их раскрутку. У меня в планах есть один интересный проект, и я думаю, что его просто необходимо поддержать на государственном уровне, так как он представляет наше национальное искусство. Не так давно состоялся концерт Флоры Мартиросян с Майклом Стоуном, посвященный Геноциду, и был снят фильм. Я хочу организовать этот концерт в Москве, причем пригласить Шерон Стоун, чтобы она представила как фильм, так и сам концерт.
- А присутствие Шерон Стоун - это реально?
- Конечно, реально. Она была на концерте Флоры Мартиросян в Лос-Анджелесе и не смогла сдержать слез... Флора Мартиросян - это наша легенда, и я очень хочу представить ее российской публике.
- Поговорим еще об одном серьезном проекте, который уже находится в стадии реализации - о концерте Аллы Пугачевой в Ереване в рамках прощального турне.
- Вы знаете, очень многие удивляются, почему мы за 4 месяца начали заниматься анонсированием и рекламой этих гастролей. Дело ведь не в том, что билеты на Пугачеву не раскупят, но это будет очень масштабный проект, который требует огромных затрат. Соответственно, билеты будут стоить дорого, и я понимаю, что не все могут себе позволить выделить из семейного бюджета нужную сумму, а за 4 месяца, думаю, ее можно будет скопить.
- Да, особенно если учесть, что самые дешевые билеты, как говорят, будут стоить 50 тысяч.
- Откуда такая информация? Цена билетов начинается с 5 тысяч драмов, а 50 тысяч - это первые ряды партера… Вторая причина рекламной кампании, которую мы уже развернули, в том, что наши спонсоры должны почувствовать отдачу от вложенных средств. Я всегда рассчитываю на долгосрочное сотрудничество, и со своей стороны тоже должна сделать все возможное, чтобы спонсоры получили реальную выгоду от участия в наших проектах. Пользуясь случаем, я хотела бы поблагодарить компанию "Армавиа" и лично г-на Багдасарова, который уже не первый год оказывает нам содействие. Еще хочу выразить благодарность Ереванскому коньячно-винно-водочному комбинату "Арарат", г-ну Царукяну и московской алкогольной компании "Людинг".
- Со спонсорами все понятно, а вам не кажется, что публика за 4 месяца "перегорит"? Я понимаю, что это Алла Пугачева, но тем не менее.
- Нет, все просчитано и продумано - в крупных городах реклама подобных шоу начинается вообще за 6 месяцев. Кроме этого, шоу такого масштаба в Ереване еще не было, я могу это утверждать со всей ответственностью. Только монтаж сцены в Спорткомплексе займет 5 дней: сцена будет поворачиваться, установят 60 тонн декораций, в том числе экраны, чтобы обеспечить видимость для всех секторов. Это будет грандиозное двухчасовое шоу и, конечно же, живой звук.
- Думаю, Пугачевой мы даже "неживой" звук бы простили… А помимо организации концертов, неужели сейчас нет на горизонте ни одного исполнители, который вновь сподвиг бы вас на продюсирование?
- В Ереване - нет, а в Москве есть одна талантливая 14-летняя девочка - она поет в группе "Непоседы" и пишет песни. Я уже подумываю заняться ее продюсированием, и это шанс самой вырастить своего исполнителя.