"Щелкунчик и крысиный король" - главный кинорелиз новогодних праздников. С одной стороны, на экран перенесена идеальная, эталонная рождественская сказка, написанная великим Гофманом и переложенная на музыку не менее великим Чайковским – причем оба источника в картине учтены. С другой стороны, продолжена традиция встречать Новый год большим русским блокбастером, рассчитанным на всенародное единение в кинозале и гигантские сборы. Можно возразить, что фильм Андрона Кончаловского был сделан в качестве копродукции Великобритании и Венгрии, а играли там актеры из самых разных стран, включая США. Однако не только Чайковский и Кончаловский, но и Юлия Высоцкая, сыгравшая и мать главных героев, и саму фею Драже, - россияне. Русские в фильме и деньги, щедро отсыпанные "Внешэкономбанком", кажется, без надежды на возврат, не говоря о прибыли. А самое главное – этот фильм русский по духу.
Иначе откуда эта безудержная удаль, так напоминающая о новогодних танцах со звездами, откуда чувство капустника, умело приправленного салатом "Оливье" и непременно "Советским шампанским"? Пусть местом действия назначена Вена начала ХХ века, присутствие доктора Фрейда и Альберта Эйнштейна в кадре напоминает, скорее, о традициях советских комедий, где могли появляться наши причудливые версии хоть д’Артаньяна, хоть Шерлока Холмса: капустник - он и есть капустник. Но от комедии не остается и следа, когда на экране появляются крысы: судя по тому, как много экранного места и времени уделено этим всемирно ненавидимым грызунам, они – фавориты Андрона Кончаловского. Крысиный король тут – фюрер с прической и замашками Энди Уорхола; не слишком приятное и без того лицо когда-то выдающегося артиста Джона Туртурро тут еще и испорчено ужасным гримом, к которому добавлены компьютерные спецэффекты. Когда же он начинает петь голосом Филиппа Киркорова, впору прятаться под новогодний стол. А это – только начало. Газовые камеры и доменные печи, в которых крысы в фашистских касках жгут игрушки, причем живые, - как вам это? Вот-вот, наверняка только об этом зрелище ваши дети и мечтали на Новый год.
В американском прокате "Щелкунчик и крысиный король" собрал около 200 тысяч долларов, хотя на его производство было потрачено примерно 90 миллионов. От американской прессы он получил только негативные рецензии – от недоуменных до гневных. Покаянно говоря о том, что он перестал понимать американскую публику, Кончаловский умалчивает о главном: он вообще не умеет снимать семейное кино. То слишком слащавое, то неподдельно жуткое, спотыкающееся на полуслове, полное невыносимых, тормозящих и без того небогатый сюжет псевдошлягеров на музыку несчастного Петра Ильича, - это зрелище может заинтересовать только извращенца или профессионального социолога. Потому что интересно было бы смоделировать, хотя бы в своей фантазии, то общество, которому захотелось бы увидеть подобный фильм в дни главного семейного праздника.
"Кино" с Антоном Долиным на радио "Вести ФМ"