Радио "Свобода" разродилось большой передачей об истории бардовского движения в СССР. В качестве одного из комментаторов выступил известный диссидент, литератор и певец Юлий Ким. Он высказал мысль о том, что в советское время песни бардов в определенном кругу котировались выше, чем творчество Пугачевой. Хотя я и не согласен с этим умозаключением, примечателен сам факт, что серьезные люди анализируют творчество Аллы Борисовны в культурно-историческом контексте. Вот фрагмент из беседы (полностью расшифровка опубликована на сайте "Свободы"):
Андрей Гаврилов: Визбор пел песни на чужую музыку, на чужие стихи, но и Пугачева пела песню на чужую музыку, на чужие стихи. Почему Пугачева не входила в душу, даже если у нее были миллионы поклонников, а барды сразу завоевали поколение?
Юлий Ким: Потому что это сразу определенный круг тем, интонация, и, главное, вот это главное качество - искренность и честность. Конечно, если Пугачевой сказать, что она не искренна, она возмутится и будет, по-своему, права. Но дело в том, что ее искренность и ее искусство очень во многом были продиктованы вкусом ее публики. И поскольку это все-таки шоу-бизнес, здесь возникает мощный спрос на определенные интонации, на определенную технику и стиха, и музыки, где теряется личное ''Я'' художника. А в бардовской песне не теряется никогда. Конечно, барды тоже волей или неволей ориентируются на спрос публики, но главным образом они идут от себя.
Андрей Гаврилов: То есть, в любом случае барды - протестное движение?
Юлий Ким: Как вам сказать... В той степени, в какой на искренность давит общий официоз или общая мода.