Алла спустя тридцать лет
Пересилив в себе неприятие нашей российской попсы последних десятилетий, решил посмотреть вечером-ночью "Новую волну" на канале "Россия". Фестиваль, чуть было не ставший политическим действом, благодаря министру Латвии и "отказнику" мэтру Кобзону, ожидавшему от своих коллег почти что бойкота... Но слава богу, обошлось, песенный праздник состоялся, не став плохим повторением отжившей советской пропагандистской войны.
В зале можно было увидеть Владислава Третьяка, например. Ну и других деятелей, скажем, Михаила Барщевского. Третьяк, Пугачева – это из одного ряда звезд советского времени.
А я решил посмотреть потому, что там, в этот вечер, концерт был посвящен творчеству Аллы Пугачевой. И потому еще, что этот вечер напомнил мне тот ее концерт, показанный тоже летним вечером по советскому ТВ 30 лет назад.
Песни Аллы сопровождали нас всё наше долгое детство, юность и молодость, зрелость. Каждая исполненная ею песня тогда, ее лучшие хиты, как этапы жизни в той нашей советской действительности и в 1990-х. Потом она все более и более становилась попсовой, тусовочной... Но речь не об этом.
Вспомнил я жаркий душный летний вечер близ города Гусиноозерска в далеком Забайкалье, в блиндаже, превращенном в солдатский полевой клуб. Мы набились, может, не все помню, но нас было много, может, человек сто студентов Якутского университета, проходивших военные сборы, может, и больше, и дежурные офицеры, пот стекал по нашим гимнастеркам и бревенчатым казарменным стенам... В этот вечер мы жили той экранной жизнью, праздником, который тогда подарила нам Алла Борисовна. Это фантастическое действо шло тогда до глубокой ночи. Желание наше было так сильно и убедительно, что строгий командир разрешил, пойдя на нарушение распорядка, досмотреть этот концерт до победного конца.
Да, по прошествии времени, это было одно из самых ярких воспоминаний того лета, военного и пыльного с ветрами "баргузин", щедро сыпавшего песок в наши каши из перловки. Это было для нас, вступающих во взрослую жизнь, сильнейшего действия инъекцией свободы самовыражения. А в те годы, даже подумать, что у тебя может быть собственное мнение, позиция, образ, не могло быть и речи. И каждое такое поведение было почти что протестом, значит поступком. Алла Пугачева и Владимир Высоцкий, в массовом сознании, они были рядом.
Почему Алла так популярна была тогда? И осталась сегодня? Помните, кто постарше, анекдот про Леонида Ильича – "мелкой политической сошки эпохи Аллы Борисовны"? В этом была ирония и народная любовь к "пугачевскому бунту" на сцене. И еще что-то ... Скоморохи, шуты (здесь в самом хорошем смысле) всегда во времена "безвременья" выражают мечту народа о воле, свободе и возможности говорить. Она проживала на сцене каждую песню как трагическую драму. Она превращала любую лирическую песню в театральное действо, с потрясающей самоотдачей, с неподдельными переживаниями. И песни Аллы никак не потускнели за это ее время, длящееся аж с 1974 года! 40 лет! В Юрмале исполняли ее песни, сочиненные самой Аллой и ею спетые других авторов, но ставшие для миллионов собственно пугачевскими, звезды современной нам попсы и эстрады.
Но что-то новое открыть и так спеть в песне совершенно кажется невозможным после исполнения её Аллой Борисовной. На мой взгляд, только некоторые из нового прочтения можно назвать новым рождением песни. Например, "Песенка про меня" в оригинальном исполнении A Studio. Совершенно другая Лолита с "Монологом" на стихи Марины Цветаевой. И конечно же, Александр Розенбаум с "Ленинградом" на стихи Осипа Мандельштама вернув "Ленинграду" и этой песне исконное – "Петербург". Но с "Ленинградом" у Аллы Пугачевой эта песня звучала намного трагичнее: "Ленинград, Ленинград, Я еще не хочу умирать". Или вот "Ухожу" в исполнении Тамары Гвердцители, "Белые цветы" – Владимира Преснякова, "Не отрекаются любя..." – Димы Билана ...
Все остальные исполнения, за редким исключением, например, Любови Успенской, напрашиваются на сравнение с Аллой и проигрывают ей. Но это мое мнение.
Выход на сцену самой примадонны Аллы был феерическим. Эмоциональность, порою бьющая через край. Исповедальность дающая веру... Она не изменилась. Осталась женщиной, которая поет. И она заканчивая: "...И очень жаль, кстати, что вот Иосифа Давыдовича нет в этом концерте... Но сейчас, жизнь такая, знаете, суетная и неспокойная. Поэтому это... Все пройдет, все будет хорошо. Самое главное верить (пауза – О.С.) в мир во всем мире (грустно – О.С.) ...Я могу сказать ему только одно: мы с ним дети советского времени, так что мы привыкли, нас били, а мы летали ..."
И песни, песни навзрыд, как в последний раз. "Нас бьют, мы летаем, от боли все выше, крыло расправляя..." – заканчивала Алла Борисовна. Но она и в этот раз остается самой собой – великой певицей Аллой. "Миллион алых роз" посвящает Маэстро, которого нет в зале, но "мне без него тоскливо, знай же, Маэстро, (импульсивно обращаясь, как в той знаменитой песне "Маэстро" к залу) никто и ничто никогда не сможет омрачить нам с тобой наших творческих и замечательных человеческих отношений". И в песне вставит: "...Раймонд превратит в цветы...". Чтобы было всем предельно ясно.
Жизнь наша этим летом сплошь пропитана политикой. Но, Алла, браво (!), она в обращениях к Кобзону и Паулсу, с присущим ей тактом соблюла все политические и человеческие приличия и, главное, осталась верной песне и своим слушателям, не оставив места политическим играм. И еще, и еще раз она выходила на поклон и спела на бис.
И в конце. Наши советские пропагандистские стереотипы, до чего они живучи! Вот как говорится не обошлось без ложки дегтя. Если судить по новостям канала "Россия 24", концерт Аллы и "Новая волна" - сплошной протест против латышского министра, осмелившегося не пустить Кобзона с Газмановым, Валерией и будто бы Алла посвятила свой хит "Миллион алых роз" Иосифу... Ну что ж сделаешь ради ... У Аллы и многочисленных ее слушателей есть только один Маэстро – Раймонд Паулс и ему она посвятила эту песню, автору своих лучших хитов 1980-90-х. А слова об Иосифе, который должен был спеть "Все могут короли", Алла произнесла перед тем как спеть песню "Нас бьют, мы летаем" (см. чуть выше ее слова). Вот так вот работают наши журналисты, переставляя, меняя... Ради чего? Жаль, что вот так стараются вымывать имена, бывшие знаковыми в советско-российской эстраде, как композитор Паулс (никто не произносит вслух его имя, как я понял на нынешней "Новой волне", кроме примадонны, которая вставила "Раймонд" в песне, видимо, он латышский патриот), может быть, по незнанию, а может быть, и специально. Он что, теперь враг, а Кобзон и Валерия – герои?
И если так, то напрашиваются и другие умозаключения. Если Алла и теперь популярна, как и во времена того самого, Ильича, пережив всех генеральных... Она во все времена? Соединяя в массовом сознании такие разные эпохи? И кто тогда живет в чьей эпохе? "Пускай не кончится она... ваша любовь" – пропела Алла, отвечая на овации. Пусть так и будет.
Автор: Олег Сидоров, фото: Лилия Шарловская
28.07.2014
Источник: http://www.1sn.ru/111164.html
Отредактировано Чел Другов (02-08-2014 19:15:22)