Год: 1975
Автор музыки: Эмил Димитров, переложение Павла Слободкина
Автор текста: Борис Баркас
По острым иглам яркого огня
Бегу, бегу, дорогам нет конца.
Огромный мир замкнулся для меня
В арены круг и маску без лица.Я — шут, я — Арлекин, я — просто смех,
Без имени и, в общем, без судьбы.
Какое, право, дело вам до тех,
Над кем пришли повеселиться вы?Ах, Арлекино, Арлекино!
Нужно быть смешным для всех!
Арлекино, Арлекино,
Есть одна награда — смех.Выходят на арену силачи,
Не ведая, что в жизни есть печаль.
Они подковы гнут, как калачи,
И цепи рвут движением плеча.Им рукоплещет восхищённый зал,
И на арену к ним летят цветы.
Для них играет туш, горят глаза,
А мною заполняют перерыв.Ах, Арлекино, Арлекино!
Нужно быть смешным для всех!
Арлекино, Арлекино,
Есть одна награда — смех.Смешить вас мне с годами всё трудней,
Ведь я не шут у трона короля.
Я Гамлета в безумии страстей
Который год играю для себя.Всё кажется — вот маску я сниму,
И этот мир изменится со мной.
Но слёз моих не видно никому.
Ну что ж, Арлекин я, видно, неплохой!Ах, Арлекино, Арлекино!
Нужно быть смешным для всех!
Арлекино, Арлекино,
Есть одна награда — смех.Ах, Арлекино, Арлекино!
Нужно быть смешным для всех!
Арлекино, Арлекино,
Есть одна награда — смех.
Год издания
Носитель
Название релиза
Лейбл
№ кат.
Примечание
1975
EP
Алла Пугачова. Голямата награда „Златният Орфей“ 1975
Балкантон
ВТК 3249
запись с фестиваля «Золотой Орфей '75», день 1
1975
LP
Златният Орфей '75. Лауреати и гости
Балкантон
BTA 1871
запись с фестиваля «Золотой Орфей '75», день 2
1975
EP-flexy
Алла Пугачёва [Арлекино / Посидим, поокаем / Ты снишься мне]
Мелодия
Г 62—04927-28
студийная запись
1975
EP
Алла Пугачёва [Арлекино / Посидим, поокаем / Ты снишься мне]
Мелодия
М 62—37809-10
——//——
1975
EP
Алла Пугачёва [Арлекино / Посидим, поокаем / Ты снишься мне]
Мелодия
С 62—06759-60
——//——
1975
EP-flexy
Кругозор № 11
Гостелерадио СССР
Г 92—05091
——//——
1976 (?)
MB-19
Магнитофильм для магнитофона «Юпитер-202-стерео»
ГДРЗ
—
——//——
1977
LP
Яблони в цвету
Мелодия
С 60—07917-18
——//——
1978
LP
Alla Pugacheva
Victor
VIP-7274
——//——
1979
LP
Мелодия
С 60—11975-76
——//——
1980
LP
Alla Pugačova. Huipulla
Kansan, Мелодия
KK—43 / C 90—13659-60
1984
EP
Alla Pugatjova [Harlequin / The old clock]
Track Music
Track Single 002
——//——
1984
LP
Alla Pugatjova. Soviet Superstar: Greatest Hits 1976—1984
Track Music
TRACK LP 001, TRACK MK 001
——//——
1996
CD
По острым иглам яркого огня
General Records
GR 96030 CD
——//——
1999
CD
Алла Пугачёва. Избранное (Live concert)
Арт-студия «Алла»
АБП 0002
live-запись с сольного концерта в Москве, ноябрь 1998 г.
2000
CD
Алла Пугачёва. Золотые песни
Extraphone
Ex 00179
студийная запись
2001
CD
Алла Пугачёва. Grand Collection
Moroz Records, Квадро-Диск
GCR 030
——//——
2002
CD
Алла Пугачёва. Ностальгия
ACUM & Moscow Stars Entertainment
MGR-80116
——//——
2008
CD
Алла Пугачёва. Grand Collection
Only Music Ltd, Квадро-Диск
GCR 030
——//——
• Эмил Димитров — первый исполнитель
• Мина Вагнер (EP «Мина Вагнер», 1977, С 62—08361-62)
• Максим Галкин
Мне кажется, что успех «Арлекино» заключался в том, что песня была не только мастерски спета, но и очень интересно поставлена. Всем своим обликом, удачно найденными движениями певица создала яркий и чёткий образ клоуна. Может быть, она работала над песней с режиссёром?
— Я ставлю себе песни сама, — рассказывает Алла Пугачёва. — К сожалению, музыкальных режиссёров у нас практически нет. Стать таким режиссёром — моя мечта. Пока что я пою, а в конце концов, нaверное, буду заниматься режиссурой: мне это интересно и как будто
получается. Кроме того, музыкальная, песенная режиссура, на мой взгляд, просто необходима каждому певцу.— И всё же, как вы работали над песней «Арлекино»?
— Собрались однажды вместе — аранжировщик Павел Слободкин — руководитель ансамбля «Весёлые ребята», поэт Борис Баркас и я. Когда садятся вместе автор музыки или аранжировки, автор текста и исполнитель — это большая удача, потому что такое содружество бывает очень редко. Вот так втроём мы и создали русский вариант «Арлекино».
При переводе на русский язык был почти полностью изменен текст песни, Как к этому отнеслись авторы? А вот как. Я встретился гастролирующим сейчас у нас в стране композитором и певцом Эмилом Димитровым и автором слов большинства его песен, автором болгарского текста «Арлекино» Василом Андреевым. Вот что они сказали.
Эмил Димитров: «Алла Пугачёва была сюрпризом фестиваля «Золотой Орфей». Она очень понравилась публике. И для меня, как автора песни «Арлекино», было неожиданно, что она выбрала именно её, потому что уже прошло тринадцатъ лет с того момента, когда «Арлекино» прозвучала впервые. Алла исполнила её артистично, эмоционально. Мне очень понравились новые слова и аранжировка. Считаю, что Пугачёва просто возродила песню».
Васил Андреев: «Алла играет на сцене, как играют Беко, Пиаф, Димитров. И наши зрители это оценили. Алла Пугачёва просто создала новую песню, новое выражение моих мыслей. В Болгарии такой певицы мы ещё не видели!»
Алла Пугачёва считает, что подготовиться и удачно выступить на конкурсе «Золотой Орфей» ей помог вокально инструментальный ансамбль «Веселые ребята», в котором она работает почти год.
— «Весёлые ребята» — это коллектив с очень современной манерой пения‚ — рассказывает Алла. — С кем бы я ни работала, моя манера пения выделялась среди других и не всегда это было мне на пользу. А в этом ансамбле я совершенно не выделяюсь. Как будто мы родились вместе. Сейчас мы готовим программу, с которой должны выступить в Москве в конце сентября.
Пархомовский С. Алла Пугачёва // Труд : [газета]. — Москва, 1975. — 14 сентября.
Пугачёва одной из первых на советской эстраде активно «театрализовала» свои программы; целое создавалось из сплава музыки, жеста, движения, режиссуры. Тут даже странная, будто бы нарочно взлохмаченная причёска или вызывающие платья-балахоны играли свою роль.
Наиболее известной её песней первых лет явилась, разумеется, «Арлекино». За неё Алла была удостоена высшего приза на фестивале «Золотой Орфей» в Болгарии.
— Такую песню я искала десять лет, — вспоминает Пугачёва. — Со времён циркового училища, где я работала когда-то концертмейстером, у меня была тяга к песне, позволяющей наполнить себя болью и насмешкой, иронией и печалью. Мне захотелось, чтобы героем тут стал клоун. Отсюда — элементы цирковой музыки в аранжировке. Мой Арлекино — волшебник, творец смеха, и этот смех публики — единственная ему награда.
Петров А. Вечная молодость Аллы Пугачёвой // Торговая газета. — Москва, 1991. — 12 марта.
Отредактировано BWV (23-10-2018 23:07:29)