https://users.livejournal.com/-arlekin-/4007876.html
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2019-05-02 03:48:00
Когда судьба дала команду: "Наша Алла" в "Гоголь-центре", реж. Кирилл Серебренников
"Видел мельком Горбачева, Пугачеву не встречал" - пел в свое время еще не столь краснознаменно-воцерковленно-орденоносно-императорский, как ныне, ансамбль "Любэ", но в "Гоголь-центре" наоборот: про Горбачева вспоминали заочно, зато САМА была! Подавала с места реплики (в частности, заполнила паузу номера Риты Крон "Канатоходка", вместо нее выкрикнув из зала: "стоять!"), выходила в финале на сцену, говорила, благодарила всех, кто на сцене "стоит, сидит... и уже не сидит!.." - Серебренников, в свою очередь, самолично выступил ведущим, как бы "ди-джеем", с пульта из глубины партера зачитывая собственные соображения о Пугачевой и цитируя собранные о ней чужие высказывания, начиная как раз с М.Горбачева, заканчивая С.Алексиевич; среди последних, правда, наряду с интересными моментами (Алексиевич вспомнила о встрече с матерью Аллы Борисовны при подготовке книги "У войны не женское лицо", Горбачев типа пошутил, что через него Раиса Максимовна добывала билеты на концерты АБ...) преобладал - предсказуемо, а все же можно было обойтись - избыточный пафос, непомерное благодушие, растиражированные банальности о Пугачевой как первой ласточке свободы и т.п., иногда, но не всегда прикрытые иронией, а в некоторых случаях так и откровенные глупости (я понимаю, отчего в перечень светочей мысли для "ГЦ" попадает Владимир Спиваков, но хоть бы отредактировали его высказывание, что ли), однако тут надо смириться ради более важного.
Формату "сюрприз для Аллы Борисовны" уже лет двадцать, наверное, и никакого сюрприза давно нет: к дню рождения Пугачевой, а к круглым датам обязательно, регулярно организуются сборные концерты разнокалиберных "звезд", их участники кто очень творчески, а кто дежурно перепевают пугачевские шлягеры, мероприятия пользуются неизменным успехом, "освящаются", как правило, и "высочайшим присутствием" (имею в виду опять-таки юбиляршу... да и куда уж выше-то?!), потом это все крутится в телеэфире - ну нормально, только уже приелось. С "Нашей Аллой" несколько иначе. Даже если проект останется в памяти как разовый, эксклюзивный, показанный на публику всего дважды (но, значит, и в записи будет доступен - а это огромный плюс! хотя вроде бы обещают включить в текущую афишу), считать "Нашу Аллу" полноценным спектаклем, пожалуй, больше оснований, чем некоторые репертуарные постановки "Гоголь-центра". В первую очередь, безусловно, благодаря работе, проделанной музыкальным руководителем Андреем Поляковым - продюсированию отчасти предсказуемому, но все равно высочайшего профессионального и художественного класса. Затем, выбор материала - неочевидный, парадоксальный, из перворазрядных "старых хитов" - разве что "Айсберг" попался, и тот сильно переработанный. Меня, помимо прочего, безусловно подкупил принципиальный подход, взгляд на творчество Пугачевой как на содержательно цельное явление - вне хронологии и периодизации, вне жанрово-стилистического разнообразия, аналогично я сам когда-то давно пробовал осмыслить пугачевский репертуар, но теоретически (и отчасти пародийно).
- а создатели "Нашей Аллы" решили ту же задачу практически и просто блестяще. Ставка же при формировании композиции явно осознанно делалась на сугубо лирические композиции, причем либо не выстрелившие в должной мере своевременно, либо подзабывшиеся за давностию лет... Сегодня для аудитории моложе 35 и "Балалайка" с "Балетом" не безусловные шлягеры, что ж говорить про "Окраину", "Лестницу", "Сто часов счастья", "Отражение в воде", "Белая дверь", "Самолеты улетают"?! Между тем основу вечера составили именно такого рода вещи, но, понятно, поданные словно заново, и не просто переаранжированные, а переосмысленные, я бы сказал, "деконструированные", ну или, если угодно, "реконструированные": где-то из нескольких отдельных песен удалось скомпоновать парадоксальное, но связное и оригинальное высказывание, где-то две песни соединить в одну, будто в диалоге, в перекличке - слушать, наблюдать за тем, как это делают музыканты и актеры, оказалось необычайно увлекательно!
Юлия Пересильд при участии Павла Акимкина со своим блоком из трех номеров и Рома Зверь с группой исполнивший одну песню тоже выступили отлично - но все-таки на правах "специальных гостей, соответственно, ближе к финалу вечера: "Надо же" в исполнении "Зверей" вышло забойным, в хорошем смысле агрессивным, похудевший солист в панковском имидже ему соответствовал; Пересильд, наоборот, предпочла образ "нежный", с оглядкой на ретро-эстраду, перепела "Окраину" в джазовой стилистике, показала себя лишний раз великолепной вокалисткой в "Ста часах счастья" и на пару с Акимкиным отлично сделала дуэтом исповедальный пугачевский монолог "Ты не стал судьбой" - вот, правда, не знаю - это все номера эксклюзивно для "Нашей Аллы" подготовленные? или припасенные из концертов, которые актеры делают регулярно?.. И останутся ли они, когда (если) "Наша Алла" войдет в репертуар?.. Мне кажется, при всех достоинствах музыкальных, вокальных они в драматургию спектакля не совсем вписываются... Другое дело Рита Крон - вокалистка тоже мощная, но ей режиссерски придуманы и музыкально спродюсированы не просто песни, номера, а образы, встроенные в эстетику постановки.
Да и не в вокале, не в голосе дело. Никита Кукушкин - не соловей, прямо сказать, но его номер - один из интереснейших в "Нашей Алле" уже по замыслу, по идее: подобно своей интерактивной "интермедии" в "Барокко".
- здесь Кукушкин разыгрывает не сразу и не до конца понятный шоу-микс из вроде бы несовместимых песен, соединяя "Волшебника-недоучку" и "Арлекино" на основе "Чудаков", к тому же переложенных на ритм танго - выходит образ странного, пугающего клоуна: "не обижайте чудака..." - ага, такого обидишь, как же! Филипп Авдеев в серебристом комбинезоне то ли робота, то ли космонавта изображает звезду старой эстрады с песней "Просто". Евгений Сангаджиев открывает вечер, исполняя "Этот мир придуман не нами" в технике "горлового пения". Риналь Мухаметов с женскими "бэками" из ритмичный, почти рокерской "Птицы певчей" делает признание, проговоренное где-то чуть ли не шепотом (напоминающее о том, как работает с эстрадными песнями позднего СССР режиссер Владислав Наставшевс в "Спасти орхидею".
- а Один Байрон и здесь в отчасти привычном своем амплуа выступает, уходя в тесситуру фальцета, с англоязычным сонетом 40 и шлягерным, в переводе Маршака, сонетом 90; в их совместном с Марией Селезневой "Да" пробивается вокализ из "Айсберга" (хотя "Айсберг" в программе представлен и самостоятельным номером). Александр Горчилин в каком-то нелепом халатике и кедах под электрогитару поет "Ясные светлые глаза" - дико смешно выглядит при этом, а цепляет не на шутку, прям за душу берет!
Понятно, что женские номера на песни Аллы Пугачевой, не столь, может быть, экстравагантны внешне, и еще более лиричны, чем мужские, но оттого не менее оригинальны. Это касается не только экзотичной Ян Гэ в образе куколки, сперва возникающей как "золотая рыбка" (Sirotkin поет "Три желания"), затем сольно исполняющая всеми забытую вещь "Глазами ребенка" и далее на разрыв истерично, отчаянно выкрикивающая мандельштамовское "Я больше не ревную" (фурор обеспечен). Голосистая Рита Крон, кстати, сдается мне, пока что слегка перебирает именно по части форсирования звука - где-то уместно, где-то не очень. Мария Опельянц (привычнее Поезжаева) перелагает "Кукушку" на фолк-рок. Общий принцип довольно четко прослеживается: быстрые и громкие песни подаются тихо, в медленном темпе, позволяя расслышать, распробовать и тексты стихов, и ускользающие порой в оригинале особенности мелодики; а "медляки", наоборот, превращаются в "дискач" - так получилось, и очень удачно с "Белой дверью" в дуэте Риты Крон и Марии Селезневой. Другой дуэт Риты Крон с Андреем Поляковым и вовсе сконструирован из двух разных песен и не перепет, а пересказан как их общий "сюжет": "Ты снишься мне" и "Не привыкай ко мне". Похожим способом "перекликаются" в сольном номере Марии Селезневой "Лестница" и "До свиданья, лето". А "интродукцией" и "контрапунктом" к "Старинным часам" в исполнении женского вокального квартета служит "О, Фортуна" Орфа.
Я бы не сказал, что все в "Нашей Алле" ровно и одинаково захватывающе - но тут еще момент индивидуальный, и, к примеру, если я недооценил номер "Самолеты улетают" (Антон Севидов и Манижа), то наверняка фанатов хватит и на него, как и на ставшую трио "И в этом вся моя вина". Меня вот зато совершенно потряс кому-то показавшийся - в сравнении с оригиналом, конечно - блеклым "Айсберг", представленный как (говорю о субъективных ассоциациях) "пение сирен" (и разве "сирена" - не образ из пугачевской лирики?!). Но все-таки достижение - Кирилла Серебренникова в первую очередь как автора идеи, как режиссера - с "Нашей Аллой" не в отдельных более или менее удачных номерах-эпизодах, а в том, как четко - с точки зрения выстроенной формы - он проводит главную мысль: "этот мир придуман не нами" - но (общий финал) "все еще будет". По сути же, откровенно говоря, неуемный шапкозакидательский оптимизм меня смущает всегда и на примере "Гоголь-центра" в раннюю пору его существования особенно (за что, в частности, меня там и невзлюбили), но... если будет одним прекрасным спектаклем в репертуаре "Гоголь-центра" больше - уже неплохо.
Слава Шадронов
Музыкальный и театральный критик