Название издания: Ленинская смена

Тип издания: газета
Место издания: Нижний Новгород (бывш. Горький)
Страна: Россия
Государство: СССР (РСФСР)
ISSN:




Ленинская смена. — Горький, 1975. — 31 декабря.

Название публикации: Ступени
Ответственный: Р. Звягина

Скан из книги: Алла Пугачёва глазами друзей и недругов : сборник статей : в 2 кн. / под ред. Б. М. Поюровского. — Кн. 1. — М. : Центрполиграф, 1997. — 422 с. — ISBN 5-218-00522-1.
В розыске скан оригинала (газеты).

https://a.radikal.ru/a35/1905/8b/78effe344863t.jpg https://a.radikal.ru/a06/1905/09/9030d13662ect.jpg https://d.radikal.ru/d14/1905/7c/87734bfb907at.jpg https://b.radikal.ru/b23/1905/f9/1e075b36d9fat.jpg https://c.radikal.ru/c18/1905/d5/dafa56bfefa3t.jpg

Текст публикации

Ступени
На площади у Дворца культуры им. Ленина — не теряющие надежды на «лишние билетики». Зал переполнен… Более 20 тысяч слушателей побывало на концертах вокально-инструментального ансамбля «Весёлые ребята», закончившего на днях гастроли в г. Горьком. И всё же зал не смог вместить всех желающих. Наш репортаж с концерта, как и беседа с двумя его участниками, — в первую очередь для тех, кому не удалось побывать на выступлениях ансамбля. А те, кому в этот раз повезло, смогут восстановить в памяти отдельные моменты программы и вновь встретиться с художественным руководителем «Весёлых ребят» Павлом Слободкиным и солисткой популярного коллектива лауреатом Всесоюзного и Международного конкурсов Аллой Пугачёвой. Автор решается объединить два эти интервью в одно именно потому, что «Весёлые ребята» и их солистка — это сегодня единый (не формально, а творчески) организм, из которого вряд ли правомерно вычленять даже очень яркие индивидуальности.

Удивительно радостно начинается этот концерт — «Маршем весёлых ребят» И. Дунаевского. Собственно, дело даже не в самой песне — «визитной карточке» ансамбля, а в том, как её преподносят. Если быть совсем точной, то не с песни начинается концерт «Весёлых ребят», а с заразительного хохота за занавесом. Деталь. Но весьма важная.

П. Слободкин. Мы сейчас стараемся уйти от некоторой сценической холодности и академизма, свойственных нашей группе образца прошлых лет.

Это очень важно в нашем жанре — поверить в слово. Не пустить побоку смысловое значение, полностью подчинить ему программу, внимательно относиться ко всему, включая название коллектива. Всё должно быть оправданно, логично. Так что мы стараемся создать на сцене образ, которому обязаны названием. Создавать его будем пением, пластикой, другими выразительными средствами. Словом, вы же помните фильм «Весёлые ребята»…

— Да теперь ещё с Анютой, — улыбается Алла Пугачёва…

— Но сегодняшняя ваша программа — это не только развлечение, хотя музыканты очень заразительны в своём веселье.

П. Слободкин. Верно. И опять проблема: место в программе гражданской темы. Мы хотим сделать её центральной. Эти песни и должны быть где-то в центре. То место, которое они занимают в программе сегодня, нас не устраивает. Композиция концерта должна продумываться до мелочей.

А. Пугачёва. Не хочется, чтобы у слушателей создавалось впечатление, что вот «отработали» серьёзный репертуар вначале — и ладно… Это принципиально неверно.

П. Слободкин. И почему вообще концерт должен делиться на две части? Если это продиктует репертуар, можно (при том же времени) делать концерт из трёх отделений.

— Кстати, Павел Яковлевич, каким вам в идеале представляется концерт «Весёлых ребят» (я имею в виду форму)?

П. Слободкин. Это должно быть яркое, красочное, современное во всех отношениях шоу, выполненное на уровне кинематографа, слайдов. Разумеется, на первом месте остаются вопросы качества, исполнительского мастерства.

А. Пугачёва. Понимаете, песня сама по себе — этого ещё мало. Песня в программе — вот что самое трудное.

П. Слободкин. У нас на сегодня достаточно большой репертуарный фонд. Именно поэтому наши концертные программы всегда будут чётко отделены от грамзаписи.

— Поскольку мы заговорили о грамзаписи, я хочу задать вам, Алла, вопрос, который интересует многих слушателей: не собираетесь ли вы записывать диск-гигант?

А. Пугачёва. Я считаю, что пока достаточно выпущенной маленькой пластинки. Набрать 11—12 песен на большой диск, конечно, можно, но во имя чего? Если так случилось, что твоё имя связано с интересным произведением, с большой удачей, то сфальшивить уже нельзя: на пластинке не должно быть ни одной песни, не вдохновившей тебя на полную творческую отдачу. И не важно, драматичная эта песня или шуточная.

Алла Пугачёва не выходит — выбегает на сцену. Вся поза — растерянность. Удивлённые, кого-то ищущие глаза… Но всё это — мгновение. И вот уже во взгляде, голосе, жестах — лукавое торжество «разоблачительницы». Впрочем, опять ненадолго, поскольку вся песня А. Муровцева на стихи И. Резника «Хорошо» — это непрерывная смена настроений. Такова она в исполнении А. Пугачёвой, певицы, способной перевоплощаться, даже ради одного слова, если чувствует его необходимость. И если песню «Хорошо» все запомнили ещё со Всесоюзного конкурса артистов эстрады, лауреатом которого стала Алла, то полной неожиданностью для зрителей был ввод певицы в два популярных шлягера — «Отчего» Ю. Антонова и «У той горы» Д. Тухманова. В первом — зритель едва успевает следить за стремительно развивающимся «конфликтом» героя и героини (А. Алёшин и А. Пугачёва). В танго Д. Тухманова этот «конфликт» доходит до гротеска, выраженного и вокально, и пластически, поддержанного всем ансамблем. Можно сказать, что «Весёлые ребята» вернули песне её истинное лицо. (Слишком уж часто мы слышали вполне серьёзную интерпретацию этой пародии на «курортные страсти».)

Композиционная стройность программы, продуманность деталей — всё это говорит о режиссёрской работе с ансамблем. Между тем группа работает без режиссёра, вернее, делается эта работа внутри коллектива.

П. Слободкин. Переходим на «натуральное хозяйство». А если серьёзно — думаю, что артист нашего жанра должен быть по восприятию музыкантом, а по сути своей — актёром, и эти задатки необходимо в нем развивать.

В том, что способ, избранный ансамблем, себя оправдывает, убеждают такие его работы, как «Фигуристка» в исполнении А. Алешина, песня «Жёлтая ленточка» (солист — Р. Мушкамбарян, композиция Л. Хамфри «Мексико» и некоторые другие. Меньше удалась «Весёлым ребятам» композиция П. Маккартни «Миссис Вандебилт», по темпераменту значительно уступающая оригиналу.

Мне же представляется одной из режиссёрских удач ансамбля — финал программы. Звучащие в нём две песни Аллы Пугачёвой становятся кульминацией концерта. Уже в первой — лирической композиции П. Слободкина на стихи Н. Олева «Посреди зимы» — проявляется вокальное мастерство, интересная певческая манера, драматическое дарование певицы. И все же самое глубокое впечатление оставляет её «Арлекино». Именно — её, потому что А. Пугачёва здесь соавтор Э. Димитрова и автора русского текста Б. Баркаса. У нас, кажется, теперь грешно жаловаться на отсутствие голосов на эстраде. Голосов много: высоких, низких, широкого диапазона, красивого тембра. Певиц (как и певцов) достаточно. Актрис в этом жанре — почти нет. Алла Пугачёва — актриса песни. Не раз слыша её «Арлекино», я не помню и двух «штампованных» исполнений. Песня каждый раз переживается заново. Пересказывать это исполнение — задача неблагодарная. Но все — начиная, со строгого чёрного платья, устремлённых в зал умных усталых глаз до жутковатого смеха в конце песни — оставляет необычайно сильное впечатление. Если бы удалось сделать невозможное — посадить всех зрителей в первый ряд, — то многие поняли бы, что певец, которого привыкли видеть на сцене подтянутым, «с иголочки», воспринимать с некоторой «дистанции», имеет право на непривычную пластику, «неэстрадную» естественность человеческого лица, озарённого радостью или искажённого гримасой боли. Имеет право, если ему есть что сказать слушателю. А Алла Пугачёва может сегодня сказать ему о многом.

Но как случилось, что певица, успешно дебютировавшая 8 лет назад, на несколько лет исчезла из поля зрения любителей музыки?

А. Пугачёва. Да, были выступления на радио, записи, песни, которые становились популярными… Но захотелось начать сначала, поискать своё — в репертуаре, манере… Я стала работать в ансамбле «Новый электрон», затем была солисткой оркестра Олега Лундстрема, дальше — Московская филармония, а сейчас — Москонцерт…

— Что вам, как певице, даёт работа с «Весёлыми ребятами»?

А. Пугачёва. Я попала в гущу музыкантов, и мы почувствовали, что нужны друг другу. Кроме того, от ребят я почерпнула много информации, в смысле современной манеры.

— Песня Эмила Димитрова «Арлекино» принесла вам гран-при фестиваля «Золотой Орфей». А как вам пришла идея взять для конкурса именно её?

А. Пугачёва. Мы перебрали кучу нот болгарских песен, прежде чем нам попалась на глаза эта. Русский текст был написан лишь тогда, когда было найдено сценическое решение песни. Знаете, я думаю, вся работа этих лет и те две песни, которые я пела на фестивале — болгарская «Я люблю тебя, Ленинград» и «Ты снишься мне» Алексея Мажукова, — всё это было ступеньками к «Арлекино».

Сегодняшнему составу ансамбля всего полтора года. Многое привычное для него (да и для слушателей) переживает сейчас период ломки. И нынешняя программа — это тоже ступень к тому, над чем думают сегодня «Весёлые ребята».

Р. Звягина


#1975 | #рсфср | #ссср | #россия | #нижний_новгород | #виа_весёлые_ребята | #слободкин_павел | #алёшин_анатолий | #концерты_в_нижнем_новгороде

Отредактировано Пучок (13-05-2019 13:56:57)