Forum PUGACHEVA | Форум ПУГАЧЕВА - Форум поклонников Аллы Пугачевой

Объявление

пресса:
новые видео:
• "Московский комсомолец" №78 (405) - Эти десять лет меня закомплексовали.
• "Экспресс газета" №14 (1259) - Как погибали влюбленные в Пугачеву.
• "Собеседник" №13 (1749) - У Аллы - юбилей.
• "Комсомольская правда" №15т (26965-т) - Юбилей Примадонны.
• "Московский комсомолец" №75 - Пугачева тайно посещала Серебренникова.
• "СтарХит" №13 (168) - К юбилею Аллы Пугачевой.
• "Телепрограмма" №14 (891) - Незнакомая Алла.
• "Телепрограмма" №10 (887) - Алла Пугачева опять разрешила весну.

новые сообщения:
чат:
топ темы:
АНОНСЫ (тв, концерты, события)
Виртуальный музей
"Старый телевизор"
Книги о Пугачевой
Стихи о Примадонне
"Изнанка парадного платья" - балахоны Пугачевой
Причёски АБ
Пугачева и ее шаги к стройности
Сколько песен спела или записала Пугачева?
Неизданное 2000 - 2009 (Студийные записи)
Пугачева композитор - список песен
Моё первое знакомство с Аллой
Бывшие поклонники
Фонограмма
группа "Рецитал"
Трёп - Флуд / Обсуждение (2)
Трёп - Флуд / Обсуждение (3)
Пугачева и Галкин = Любовь?
Ваша самая любимая песня Аллы - Флуд / Обсуждение
Ваша самая нелюбимая песня Аллы - Флуд / Обсуждение
1990 - Рождественские встречи 1991 (полностью)
Zielona Gora 1983 - ВИДЕО / ВИДЕО online
Золотой Орфей 1975 - ВИДЕО / ВИДЕО online
Сопот 1978 - ВИДЕО / ВИДЕО online
Сопот 1979 - ВИДЕО / ВИДЕО online
Пестрый котел (ГДР) 1976, 1979 - ВИДЕО
Фотоработы - Natusik
Реставрация ФОТО - ZDD
Реставрация ФОТО - Allita
Реставрация ФОТО - Василий Барбье
Реставрация ФОТО - Shakespeare
Реставрация ФОТО - aleks75
Реставрация ФОТО - amid33
Реставрация ФОТО - Никита-92
"Сны о любви" - обсуждение программы
Пугачёва и программа "Избранное"
"Избранное" / тур "Да!" - ВИДЕО
"Утренняя почта" - Интер (1, 2 сезон) - ВИДЕО
"Фактор А" 3 сезон - Мультитема
"Фактор А" 2 сезон - Мультитема
"Фактор А" 1 сезон - (1 часть) - Мультитема
"Фактор А" 1 сезон - (2 часть) - Мультитема
"Крым Мьюзик Фест" 2012 - Мультитема
"Крым Мьюзик Фест" 2011 - Мультитема
"Новая волна" 2011 - Мультитема
"Новая волна" 2014 - Мультитема
"Новая волна" 2015 - Мультитема
"Не волнуйтесь, тётя" - АУДИО
"Хрен-то вам закат" ("Ангел Алла") - АУДИО
"Не высовывайся, дочка" - премьера песни - АУДИО
"Рождественские встречи" 2013 - Мультитема
тв анонсы:

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Forum PUGACHEVA | Форум ПУГАЧЕВА - Форум поклонников Аллы Пугачевой » Периодические издания » Советская эстрада и цирк [Москва] - (ПРЕССА)


Советская эстрада и цирк [Москва] - (ПРЕССА)

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Название издания: Советская эстрада и цирк

Тип издания: журнал
Место издания: Москва
Страна: Россия
Государство: СССР (РСФСР)
ISSN: 0131—6796

Отредактировано klim (14-05-2019 20:49:15)

0

2

Советская эстрада и цирк. — Москва, 1972. — № 6. — Июнь.

https://d.radikal.ru/d26/1905/0b/3160ad248ef2t.jpg https://d.radikal.ru/d18/1905/37/a8473f2bbfb7t.jpg

Текст публикации

Соавторы исполнения
Наверное, неблагодарное дело быть аккомпаниатором. Спросите завсегдатаев эстрадных концертов какие музыканты сопровождали выступление Муслима Магомаева, Иосифа Кобзона, Гелены Великановой или другого певца, — и они вряд ли смогут вам ответить. Солист всегда на виду, а аккомпаниатор зачастую лишь «присутствует» при его успехе и остаётся в памяти лишь серым фоном. Не виноват ли порой в этом он сам? Всегда ли он сознаёт свою миссию музыканта и артиста?

В Постановлении ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» говорится, что многие спектакли, фильмы, концертные программы вообще оказываются вне поля зрения критики. Как правило, без внимания остаются и аккомпаниаторы, занятые в концертных программах, — критики анализируют лишь творчество солистов. А между тем аккомпаниатор — полноправный участник выступления, несущий ответственность за успех или неудачу. О его профессиональной культуре хотелось бы поговорить подробнее.

Начнём с вопросов простых.

Для песенного сопровождения иногда требуется симфоджаз, а иногда достаточно лишь нескольких аккордов гитары. Но в любом из этих случаев аккомпаниатор или аккомпанирующий ансамбль должны чувствовать характер песни. К сожалению, это бывает не всегда. Так, например, исполнение вокально-инструментальным ансамблем «Самоцветы» песни А. Якушевой «Не уходи» в новой обработке прозвучало так, что её глубокая интимность, поэтичность потерялась в битовой «напористости» и музыкальной сухости.

Иногда создаётся впечатление, что многие аккомпаниаторы просто-напросто не представляют, что их игра — музыка. А то порой бывает так: задаются темпо-ритм и гармония, несколько аккордов во вступлении и заключении — вот и весь аккомпанемент. Ни подголосков, ни полифонии, ни индивидуализированных инструментальных партий. Некий голый остов, на который нанизывается вокальная партия. Разнообразие достигается лишь сменой ритмического рисунка. Первый куплет песни, скажем, подаётся в ритме фокстрота, а второй — в ритме бегина.

Говоря о музыкальности аккомпанемента, невольно обращаешься к классике. Выбросьте, например, из песен Шуберта партию фортепьяно, что получится? «То классика!» — скажете вы. Да в том-то и дело, что по сравнению с классическим романсом в эстрадной песне возможностей для творческого аккомпанемента больше. Как правило, в эстрадной песне есть оркестровый проигрыш, во время которого музыканту дозволено не только провести мелодию, но и сымпровизировать. Артисты ансамбля нередко подпевают в припеве, актёрски подыгрывая певцу. Такое сценическое музыкальное сопровождение, кстати сказать, тоже немаловажно.

В инструментальной мастерской Москонцерта — свыше пятисот музыкантов, среди которых немало таких, кто тонко чувствует аккомпанемент. Некоторые из них являются вместе с вокалистами равноправными участниками номера, соавторами интерпретаций. Так, например, песня Ж. Бреля «Во имя жизни» исполняется в сопровождении одного фортепьяно. Пианист Леон Оганезов помогает певице Ирине Подошьян создавать образ страстной, всепобеждающей любви. Заканчивается песня музыкальными фразами из листовских «Грёз любви». Случается, что руководитель оркестра, обладая высокой музыкальной культурой, помогает певице создать интерпретацию и даже найти себя. В своё время Эдди Рознер немало помог в творческом становлении певицы Нины Бродской, а Тамара Миансарова обрела законченность исполнения отдельных номеров под руководством В. Пильщикова. Однако такого рода подлинных соавторов исполнения и педагогов — единицы. Большинство же — просто аккомпаниаторы, хорошие, средние или плохие.

На вопрос: «Что такое хороший аккомпаниатор?» — ответить не просто. Человек может прекрасно владеть своим инструментом и в то же время не в состоянии сыграть в ансамбле и двух тактов. Аккомпаниатор должен уметь подчинить себя солисту, а это не каждый сможет. В особенности, если певец не обладает голосом Шаляпина. Случается, что вместо сопровождения музыкант демонстрирует свою технику или динамически «забивает» голос артиста. Последним недостатком часто страдают молодёжные биг-битовые ансамбли, которые пользуются мощными усилительными установками. Но нужна ли подобная чрезмерная громкость при исполнении, скажем, задушевно-кантиленной русской песни? Бывает, что, слушая выступления бит-групп, иной раз трудно понять смысл исполняемой песни — он тонет в грохоте и шуме ударных и электронных инструментов, которые просто заглушают голоса исполнителей. К тому же у солистов не всегда чёткие дикция и вокальный рисунок. Поэтому можно пожелать многим профессиональным и самодеятельным ансамблям не ограничиваться вокальными силами инструменталистов, а приглашать в свой состав профессиональных певцов и, кроме того — и это, пожалуй, главное, — строже подходить к подбору репертуара и уметь его должным образом музыкально оформить. Так, например, поступил ансамбль «Новый электрон» — некогда студенческий самодеятельный коллектив, а ныне профессиональный ансамбль Липецкой филармонии.

Звучание песенного сопровождения определяется не только мастерством аккомпанирующего ансамбля; но и аранжировкой. Нередки случаи, когда именно аранжировка спасает в музыкальном отношении безликую песню. На нашей эстраде есть способные аранжировщики — Ю. Саульский, А. Мажуков, В. Терлецкий, из более молодых — А. Герасимов, Ю. Чугунов. Любопытно, что хороших оркестровок для солирующих вокалистов значительно меньше, чем инструментальных. Наверно, это объясняется спецификой эстрадно-джазовых пьес. В них значительное место отводится вариациям — импровизационным «квадратам», поэтому аранжировщику достаточно лишь найти изложение темы. Не то в песне, где, если говорить серьёзно, следует по-разному окрашивать каждый куплет, и притом в соответствии с драматургией песни.

Песенные аранжировки часто страдают однообразием фактуры, отсутствием фантазии, а иногда и искажением смыслового звучания. Оркестровые приёмы кочуют из одной партитуры в другую. Особенно тяжело с аранжировками в биг-битовых составах, где инструментарий ограничен несколькими тембрами. Однако и здесь можно достигнуть разнообразия звучания, если учитывать все возможности инструментов. Электрогитара — основа бит-групп — может звучать в десятках оттенков. Но большинство молодёжных ансамблей ограничивается резкими вибрато и надоедливыми квакающими эффектами. А разве мало нюансов у электрооргана?

Непонятно стремление иных музыкантов ограничиваться стандартными составами биг-битовых квартета и квинтета. Почему они «стесняются» вводить другие инструменты, в частности национальные? Я вспоминаю, как свежо звучала адаптированная кобза в составе украинского ансамбля «Кобза», выступавшего на Четвёртом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Выступление этого ансамбля показало, что при умелом использовании национального инструментария и при тактичной профессиональной аранжировке народных произведений программа становится значительно насыщенней.

Хороший аккомпанемент не просто составная часть музыки, он может зажечь солиста, вдохновить его. В случае, когда это вдохновение взаимно, рождаются неповторимые творения эстрадного искусства.

В качестве примера можно привести оркестр Олега Лундстрема. Выбор этот не случаен, его пятнадцатилетняя деятельность включает страницы (а может, лучше сказать, главы) жизни многих вокалистов. Пожалуй, ни с каким другим коллективом не было связано так много исполнительских судеб, как с этим. Сейчас выступления оркестра отчётливо делятся на два русла — инструментальное, где демонстрируется ансамблевая слаженность, музыкальная культура, и вокальное.

Заслуживает внимания экономное использование коллективом тембровых красок. В ряде случаев аккомпанемент создавался лишь ритм-группой — «О любви» К. Акимова в исполнении Аллы Пугачёвой. В песне «Тальянка» В. Зубкова заняты лишь ритм и ридз-группы (так в джазе называют группу саксофонов и деревянных духовых инструментов), и тем не менее музыкальное оформление выглядело очень богато. Ударные, имитирующие цокот копыт, придавали песне нужную жанровость, а высокие ноты флейт и кларнетов создавали ощущение полёта.

Экономное употребление музыкантами тембровых красок может служить примером для многих музыкальных коллективов, оркестровки которых нередко страдают колористической пестротой. В некоторых ансамблях аранжировщик н инструменталисты стремятся в каждую исполняемую вещь «втянуть» всевозможные средства.

Богатый, красочный аккомпанемент — дело сложное, требующее большого вкуса, труда и таланта. Мне кажется, что когда звучит песня с тусклым сопровождением, вина ложится не только на пианиста или ансамбль. Несёт за это ответственность н певец, согласившийся петь под непрофессиональный, невыразительный аккомпанемент.

Подлинные творцы певческого искусства всегда придавали музыкальному сопровождению не меньшее значение, чем вокальной партии. Аккомпаниатор и аккомпанирующий ансамбль должны не просто «оформлять» певца, они должны быть наряду с ним соавторами исполнения.

А. Волынцев,
музыковед


#1972

Отредактировано klim (15-05-2019 02:14:18)

0

3

Советская эстрада и цирк. — Москва, 1973. — № 10. — Октябрь.

Скан статьи в розыске.

Текст публикации

Что хорошо — то хорошо
А вот ещё один пример творческого роста, который вообще свойствен нашей эстраде. Речь идёт о концертах джаз-оркестра, руководимого О. Лундстремом. Не впадая в преувеличения, полагаю, что этот коллектив в своей области — один из лучших, и не только у нас в стране.

Он был создан в Харбине из числа молодых людей, родители которых работали на Китайско-Восточной железной дороге. Затем оркестр играл в фешенебельных ресторанах Шанхая. В беседе с автором этих строк один из музыкантов, И. Лундстрем, вспоминал, какая это была адски тяжёлая работа: «Играли под танцы с семи часов вечера и до трёх часов ночи. Играли почти без перерыва. Дело в том, что в ресторане каждый посетитель мог пригласить партнёршу, так называемую такси-гёрлс. Для этого в кассе надо было купить талончик. Естественно, чем талончиков брали больше, тем это было выгоднее и администрации ресторана и танцовщицам. Музыканты тоже получали не гарантированную зарплату, а процент, вырученный за продажу тех же талончиков. Значит, чтобы заработать, надо было играть почти без перерыва. Уставали так, что едва добирались до постелей. И вообще, — продолжал И. Лундстрем, — за рубежом джаз-оркестры, даже лучшие, как правило, играют в ресторанах. Концертной практики, во всяком случае систематической, они не знают. Конечно, это определяет и репертуар и манеру исполнения — оркестранты играют предельно громко, так как в ресторанах обычно плохая акустика, в зале танцуют, а это не способствует поддержанию тишины».

Вернувшись после окончания войны на родину, музыканты коллектива, руководимого О. Лундстремом, поселились в Казани. Кончили здесь консерваторию, играли в оперном и симфоническом оркестрах и не забывали джаза. Репетировали, а когда появилась возможность, возобновили деятельность своего оркестра. Обратите внимание: в нём есть музыканты в возрасте. Это те, кто прошёл с оркестром весь путь. И именно они цементируют коллектив, придают ему серьёзность, основательность. Люди с консерваторским образованием, они не дают оркестру идти по пути наименьшего сопротивления, увлекаться модными новинками, требуют, чтобы каждая исполняемая вещь имела подлинную музыкальную значимость. «Что за честь, — говорят они, — плестись в хвосте джазовой моды, приходящей из-за рубежа, когда мы в состоянии устанавливать собственную моду. Мы слишком много сил отдали джазу, чтобы теперь разрушать его, прибегая к декакофонической музыке». И к своим старым товарищам О. Лундстрем очень прислушивается.

Но рядом со старыми работают и молодые музыканты. В своём большинстве — это подлинные виртуозы, иные — мирового класса. Как и свойственно молодым художникам, они ищут новое, стремятся разведать неразведанное, прийти к своим открытиям. Поэтому они заботятся о том, чтобы оркестр дружил с молодыми композиторами, расширял свои музыкальные возможности. Что греха таить, иногда они хотят играть такую музыку, которая может быть понятна только избранным. Но, с другой стороны, без постоянного экспериментирования не будет и открытий. А в целом оркестр, руководимый О. Лундстремом, — первоклассный музыкальный коллектив способный исполнить произведения любой трудности, талантливо интерпретируя. У нас с таской правильно, говорят о воспитательной и облагораживающей роли музыки, но почему-то при этом имеют в виду только симфонические оркестры, хотя джазы также должны и воспитывать и облагораживать слушателя. Во всяком случае, оркестр О. Лундстрема к этому стремится. И наличие в его репертуаре таких произведений, как «Неваляшки» Н. Левиновского, «Бухарский орнамент» О. Лундстрема, «Продавец пластинок» Д. Ричардсона, доказывает, что он исполняет хорошие вещи, не забывая, что джаз — это не просто ансамбль солистов, но солистов-виртуозов. Оркестр Лундстрема, по существу, создал эстрадное ревю, объединив в нём музыку, танец, песню, конферанс.

Что касается самого Лундстрема, то он не только высокопрофессиональный и талантливый дирижёр, но также актёр, разыгрывающий с певцами интермедии. Вот он одобряюще улыбается Д. Ромашкову, аплодирует В. Ободзинскому, поднимает палец, прося его исполнить ещё одно произведение — всё это помогает создать единство между оркестром и вокалистами. И, конечно, нельзя не отметить сценического обаяния О. Лундстрема.

В. Хворостов и Э. Мигиров на нашей эстраде — редчайший, если не единственный, пример исполнителей подлинно эксцентрических танцев. Они умеют в комическом плане раскрыть характер персонажей, в то же время блистая незаурядной техникой. Не будет преувеличением сказать, что это один из лучших современных эстрадных номеров.

Разочаровывает конферансье этого ансамбля Ю. Григорьев. Он не ведёт программу, а просто объявляет фамилии артистов и названия номеров, которые они собираются исполнять. Правда, Ю. Григорьев выступает с номером звукоподражания. Помнится, в дни моего — увы, теперь весьма далёкого — детства некий лилипут Прокофьев изображал скотный двор: мычал, кукарекал, крякал, хрюкал, блеял. Выходило похоже, и иные зрители смеялись. Потом появился Ф. Гольцов, воспроизводящий шум отходящего поезда. Теперь стали изображать шум радио, когда слушатели переходят с одной волны на другую. Не знаю, трудно ли это, но готов принять такую шутку. Но, право, как-то странно, что артист такой шуткой всё своё творчество и ограничивает. Хотелось бы, чтобы у конферансье были остроумные словесные репризы.

Несколько слов о вокалистах этого оркестра — четырёх солистах и вокально-инструментальном квартете «Лада». Сразу же о самом важном: каждый вокальный номер своеобразен, а вместе они создают то, что можно определить как театр песни.

Л. Ромашков склонен к добродушному юмору, и сквозь исполняемые им песни встаёт образ современника, умеющего радостно воспринимать жизнь. Артистка А. Пугачёва — лирическая певица, переживания её героинь не слишком глубоки, она рассказывает о любви, которая дорога, но ещё не становится потрясением. Третья исполнительница — М. Розова — склонна к драматизму. Это совсем молодая артистка, но, кажется, у неё много чувства, и хочется верить, что она станет одним из подлинных мастеров эстрады. Квартет «Лада» использует ту бытовую манеру, которая сейчас получила широкое распространение среди молодёжи (пение под аккомпанемент гитар, на которых сами певцы и играют). Это сильный музыкальный и певческий коллектив. И, наконец, В. Ободзинский — его имя на афишах выделено особо. Сразу скажу о существенном недостатке артиста (в большей или меньшей степени он касается и других артистов) — о плохой дикции: многих слов и даже целых фраз невозможно разобрать. А ведь ещё в старину говорили, что дикция - вежливость артиста.

Но откуда у Ободзинского такой успех? Цветы, записки из зала, аплодисменты, вызовы, просьбы исполнить ту или другую песню. Думаю, что главная тому причина в разнообразии тем. Молодой артист поёт о разных сторонах нашей жизни, о том, что волнует или, во всяком случае, интересует молодёжь: тут и труд, и любовь, и учение, и надежды, и разочарования. Короче говоря, артист даёт достаточно широкую панораму современной жизни. И обо всём этом Ободзинский, сам молодой человек, рассказывает (именно рассказывает), иногда чуть-чуть сентиментально, иногда иронически, но всегда увлечённо. Эта увлечённость и кажется особенно привлекательной.

Нельзя не отметить, что костюмы и всё оформление оркестра сделаны с большим вкусом (художник А. Ахвледиани), а режиссёр Е. Симонов организовал номера так, что они идут легко и в хорошем темпе. Уверен, что если бы проводился мировой конкурс эстрадных коллективов, то оркестр, руководимый О. Лундстремом, занял бы одно из первых мест. Кстати сказать, почему бы такой конкурс не провести, хотя бы в рекламных целях?

Ю. Дмитриев


#1973

Отредактировано klim (14-05-2019 20:48:40)

0


Вы здесь » Forum PUGACHEVA | Форум ПУГАЧЕВА - Форум поклонников Аллы Пугачевой » Периодические издания » Советская эстрада и цирк [Москва] - (ПРЕССА)